» Навигация
» Разделы блогов
Гостевая "События"
Гостевая "Суждения"
Гостевая "Сведения"
Памяти "Синего форума"
Старые архивы
Блог Елены Фёдоровой
Блог Татьяны Соловьёвой
Блог Ксении Алёшиной
» Наш опрос
Оцените этот сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 123
Главная » 2004 » Июня » 1 » Татьяна Соловьёва. Народные праздники на Святой Руси. Троицын день. (из книги Степанова Н.П) (от 01.06.2004г.)
Татьяна Соловьёва. Народные праздники на Святой Руси. Троицын день. (из книги Степанова Н.П) (от 01.06.2004г.)
21:56
Народные праздники на Святой Руси.

ТРОИЦЫН ДЕНЬ

"Праздник пятидесятницы установлен был ещё Моисеем в память получения Синайского законодательства, но от ветхозаветной церкви в христианскую перешёл неизменно только обычай украшать храмы и жилища зелёными ветвями, цветами и травами. Употребление цветов и зелёных ветвей в язычестве имело символическое изображение:так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая - победу, дубовая - славу. Такое значение цветов перешло почти ко всем народам, так же как и обычай украшать свои жилища зелёными ветвями, но праздник пятидесятницы в новозаветной церкви стал служить воспоминанием о Спасителе мира, воссевшем одесную Бога Отца и ниспославшего на своих апостолов и учеников Духа Святого.
До XYII века Троицын день служил у нас сроком внесения податей, решения тяжб, совершения всякого рода договоров.
Так как праздники Троицы и Духова дня приходятся в летние месяцы, то к ним приурочены были многие языческие обряды, совершавшиеся в старину нашими предками, которые в это время справляли праздник Дивы, богини земли. До сих пор народ считает землю "именинницей" в Духов день, чем и объясняется запрещение рыть её.
Троицкая неделя называется зелёною, клечальною, русальною. Считалось, что в Троицын день русалки падают с деревьев, представляются прелестнейшими девушками с бледными и тоскливыми лицами, а живут они в реках или в лесах. Вера в существование их охранялась как на Руси, так и вообще в Европе очень долгое время даже среди образованных лиц...
Считалось, что в русалок или мавок, превращаются дети, умершие без крещения; злые духи похищают души таких младенцев и дают им свободу являться на свет Божий только в Троицын и Духов дни.
Вера в существование водяных существ, очевидно, заимствована от греческих нереяд, гамадриад, римских наяд и кверпетулян, которые у различных народов приняли различные наименования.
По мифическим представлениям греков, из воды, жены солнца, родилась Афродита, всеобщая любовь. Вода, сочетавшаяся браком с солнцем, соединившаяся с вселенною, превратилась в обворожительную девицу, богиню, которую старались умолить разными жертвоприношениями. Отсюда и у славян - свои священные воды, рощи и водяные очаровательные существа. С течением времени характер верования наших предков в этих водяных существ изменился, и русалки стали уже страшными, приносящими лишь несчастие человеку существами. Вот почему появился обряд изгнания и проводов их, совершавшийся в первый понедельник после Троицы, называаемый русальным провожанием или русальным заговением.
В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли ещё быть им в доме отца. Сколько лет прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.
В Перми в Троицын день устраивались народные гулянья, с качелями; в Пензенской и Самарской губерниях одну из девушек клали на доску, бросали в воду, купались с весёлыми песнями и шутками, играли в хороводы до вечера.
В Петербурге многие ходили и ходят в Троицын день на могилы своих родственников, чтобы украсить их берёзками и цветами.
В Малороссии в Троицу приносили в церковь охапку зори, мяты и кадила; всё это связывалось верёвкою, а в середину ставилась свеча, называемая Троицкою, которая горела в продолжение всей обедни; травы эти затем хранились дома для лечения от разных болезней, а свеча Троицкая давалась в руки умирающего.
До конца XYII столетия в Москве цари справляли Троицын день с особым торжеством. В полном царском наряде выходили они, в сопровождении бояр именитых, в кремлёвский Успенский собор. Пред царём несли пук цветов и древесный лист. Когда, после обедни, начиналась троицкая вечерня, соборные ключари подносили такой же лист без стеблей царю от имени патриарха и, смешав этот лист с государевым, кропили его розовою водою, "гуляфною водкою". Остальным листом устилали места для патриарха и разносили его по всей церкви. Государи совершали установленное при молитве Святому духу коленопреклонение на этом листе.
Долгое время в Петербурге существовал обычай - выбирать себе женихов и невест в Духов день. В летнем саду в былые времена в этот день происходило оживлённое гуляние."

(Рассказ составлен по книге Степанова Н.П. "Народные праздники на Святой Руси", Москва, "Русский Раритет", 2002)

Категория: Гостевая "События" | Просмотров: 2124 | Добавил: Татьяна_Соловьёва | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа
Логин:
Пароль:
» Календарь
«  Июня 2004  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
» Поиск
» Друзья сайта

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz