» Навигация
» Разделы блогов
Гостевая "События"
Гостевая "Суждения"
Гостевая "Сведения"
Памяти "Синего форума"
Старые архивы
Блог Елены Фёдоровой
Блог Татьяны Соловьёвой
Блог Ксении Алёшиной
» Наш опрос
Оцените этот сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 124
Главная » 2018 » Марта » 16 » КАНТИЛЕНА
КАНТИЛЕНА
15:31
КАНТИЛЕНА

Основным видом голосоведения в пении является кантилена, т. е. плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку.

Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Мы знаем замечательные кантиленные мелодии как итальянских, так и французских, немецких и других композиторов. Выдающиеся по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Арен-ского и у многих других. Кантилена у русских композиторов органично связана с кантиленой наших русских протяжных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ.

Связное, плавное кантиленное пение — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, — пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося звука.

Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звук у этих инструментов льющийся, плавный характер.

Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты — петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.

Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, гак и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой. Из сказанного ясно, что овладение кантиленным пением непосредственно связано с правильным звукообразованием.

Большинство молодых певцов, начинающих учиться пению, еще не обладает хорошей кантиленой. Она вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения. При нахождении правильной координации в работе голосового аппарата звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и его становится достаточно для пения относительно длинных нот. Со стороны обычно отмечают, что звук вырос по силе и приобрел качества профессионального звучания. Педагоги говорят, что звук «потянулся» или что у певца стало держаться дыхание, подчеркивая этим нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Это свойство певческого звука тянуться и говорит о том, что найдена та координация в работе гортани, при которой дыхание расходуется наиболее экономно, правильно. До этого момента певец его искусственно пытался держать и бережно расходовать, а оно улетучивалось, несмотря ни на какие ухищрения. После нахождения верного звучания оно само «держится», даже при максимальном желании его отдать. Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивого вибрато. Попытки искать хорошую кантилену вне связи с правильным звучанием за счет мудрствования с дыханием, искусственного развития длительного выдоха и вдоха, задержки его и т. п. не могут привести к убедительному успеху. Без работы над качеством голоса, без поисков полноценно высококачественного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены.

Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях,, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.

Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.

Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и вовсе выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.

Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.

https://studfiles.net/preview/1836175/page:8/

Кантилена в музыке

Кантилены в западноевропейской музыке XIII-XV вв. – вокальные произведения светского характера (одноголосые, многоголосые). Термин «кантилена» изначально использовался в музыке для обозначения верхней или сольной части мадригала, а также для небольшой кантаты или короткой одноголосой части. Кроме того, кантиленой называли народную танцевальную песню.
С XVII века под кантиленой подразумевается плавная напевная мелодия.

Кантилена и легато

В музыке кантилена получила сильное развитие. Кантилена как ровное протяжное пение играет значимую роль в музыкальном исполнении, поскольку с помощью певучей, т. н. «кантиленной», мелодии осуществляется плавный переход между звуками. Способность к плавному кантиленному пению, т. е. плавно переходящему от звука к звуку без пауз в звучании, называется «легато». Термин происходит от итальянского слова legato, которое означает «связанный». Таким образом, понятие кантиленного пения предполагает умение владеть техникой легато, т. е. плавно связывать ноты.

Однако понятие кантилены включает не только вокальное исполнение, а и инструментальное звучание. В кантилене сочетается правильно поставленный голос и свободно льющийся непрерывный звук. Плавная мелодия – главное условие кантиленности, т. е. певучести. Причем музыкальные инструменты имеют разную певучесть звука. Например, струнные смычковые инструменты (виолончель, скрипка) в силу наличия устойчивого вибрато имеют исключительную певучесть звука, поэтому их нельзя сравнивать с клавишными струнными инструментами (клавесином, фортепиано), которые не обладают столь выразительными свойствами.

Беллини, Винченцо

Музыканты часто намеренно отступают от мягкого слитного исполнения произведения в пользу драматизма. Кантилену применяли в своих работах знаменитые композиторы: В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и др.

Современное значение

В современном искусстве термин «кантилена» используется преимущественно в инструментальной музыке для обозначения плавной мелодии вокального характера; или для указания гладкого исполнения медленных выразительных пассажей.
Cantata употребляется как синоним cantabile, обозначающего мягкое исполнение с применением легато. Слово кантилена произошло от латинского cantilena, что в переводе означает пение, напев.

Источник: https://www.litdic.ru/kantilena/ .
Категория: Блог Елены Фёдоровой | Просмотров: 33 | Добавил: Елена_Фёдорова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа
Логин:
Пароль:
» Календарь
«  Марта 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
» Поиск
» Друзья сайта

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2018Используются технологии uCoz