Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва, Наталья_К 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Интервью » Интервью на Радио России 13.06.04 г. (В радио-версии концерта в ГЦКЗ "Россия" 28.01.04 г.)
Интервью на Радио России 13.06.04 г.
АдаДата: Суббота, 14.02.2009, 19:15 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1046
Статус: Offline
Марина К. 18.06.04 г.

Радио России. Программа «Антология русского романса» 13.06.2004 г.

Радио-версия концерта в ГЦКЗ "Россия" 28.01.2004г.


Здравствуйте, уважаемые слушатели! У микрофона Галина Ярошенко.

Сегодня в программе русские романсы. И не просто романсы, а радио-версия концерта Олега Погудина, который состоялся в Концертном зале «Россия» в конце января 2004 года.

Так получилось, что сначала о Погудине заговорили в Европе. Там вышел и его первый компакт диск. К счастью, сегодня его знают и в России. Олег дает сольные концерты в больших залах Москвы, Санкт-Петербурга.
Удивительно, но артист практически не пользуется рекламой, а о его выступлениях, каким-то образом, узнают. Публика ждет встречи с ним. Полный зал замирает даже тогда, когда звучат разудалые мелодии, потому что его исполнение рождает качественно иное восприятие романса. И так включаем запись концерта:

Звучит романс 1. Звезды на небе (муз. Б.Борисова, сл. Е.Дитерихс)
***Звучит монолог О. Погудина с концерта:
Сегодняшний концерт посвящен русскому романсу, русскому городскому романсу, жанру, самому, наверное, любимому в нашем отечестве с момента его возникновения и до сих пор. Вся русская песня ХХ столетия хорошая ли, плохая, но в первую очередь, конечно, хорошая, обязана своим самым лучшим - обязана своим сердцем, своей душой, своей мелодией - обязана русскому романсу. Я думаю, что за сегодняшний вечер, мы снова в этом убедимся. И снова, с обоюдной радостью, с таким, каким-то очень нежным кротким счастьем поймем, что есть в нашей истории и в нашей жизни такие богатства, которые не просто можно хранить самим, а которые сохраняют нас в самых разных обстоятельствах нашей жизни. Сегодняшний концерт посвящен Русскому городскому романсу.

Звучит романс 2. Динь-динь-динь (сл. и муз. Е.Юрьева)
Г.Я. Когда-то, по дорогам Европы бродили трубадуры, менестрели. Их с одинаковой радостью слушали и в рыцарских замках, и в придорожных тавернах. Времена изменились. Выросли города. В городах родилась собственная музыка, собственная поэзия. И общая жизнь, этой музыки и поэзии, стала романсом – городским романсом, понятным и доступным всем. Именно, этот романс и исполняет Олег Погудин.

Диалог:

Г.Я. *Ощущение рождает мысль. Исполнение романса, это вот на уровне именно… вот, ощущений или все-таки обдумывания.

О.П. *Нет, это на уровне ощущений, конечно. Точное очень замечание, да. Но ощущение рождает мысль.

Г.Я. *Я хотела бы, что Вы дали определение - РОМАНС. Ваше определение, вот, как бы Вы сказали словами, если это можно сказать словами о романсе, городском романсе. Что это такое?

О.П. *Вы знаете, романс - поразителен и уникален и, в принципе, и в мировой культуре… русский романс. Уникален очень простой формой, иногда предельно простой и фантастической глубиной содержания. А также, еще синонимом романса для меня являются возвышенность и искренность. Вот, тоже необходимое условие, в которых романс живет, иначе он, либо погибает, либо мстит исполнителю, выставляя его в очень неприятных формах пошлости и глупости. Романс очень умный кстати жанр, умный и тонкий, верно. Также синонимом романса может быть и слово - изящный.

Г.Я. И снова концертная запись.

Звучит романс 3. Я помню вальса звук прелестный (сл. и муз. Н.Листова) .


Г.Я. Публика истосковалась по романсу, а еще больше по настоящему, если хотите, эталонному исполнению романса, жанру тонкому и изысканному. В каком-то смысле, Олег Погудин возвращает людям искусство романса. Он внутренне строг, благороден, эмоционален, но при этом обладает идеальным чувством меры.

Г.Я. *Олег, романс искусство атмосферы, искусство жизни, искусство любви и романс нужно чувствовать, то есть иметь какое-то пристрастие к этому жанру и ощущение жизни, своеобразное ощущение жизни. Скажите, пожалуйста, у Вас это было всегда или, все-таки, некая вот, школа жизни Вам это дала. Школа жизни, я имею в виду и обучение Ваше и вообще какой-то просто жизненный опыт.

О.П. *Как раз тут нет моей заслуги никакой. Романс это моя природа. Никаких усилий я к этому не прилагал. Когда я в первый раз встретился с романсом, вот, было это в отроческом возрасте, не в детстве, я не имею в виду классический романс, с Глинкой, допустим, я встретился гораздо раньше. А городской романс. Я понял, что я пришел домой и никаких по этому поводу усилий, до сих пор, не прилагаю. Вот, мало того, и отношения не меняется к жанру. Это просто я говорю на своем языке, как вот мы с Вами сейчас сидим и разговариваем по-русски, также я разговариваю романсом. Усилия мне приходится прилагать как раз, если я, допустим, обращаюсь к эстрадной песне или, если я обращаюсь к классической музыке, там очень серьезные…, а романс это мое естественное состояние.

Звучит романс 4. Забыли Вы (муз. А.Оппеля, сл. П.Козлова)

Г.Я. В репертуаре О.П. свыше пятисот вокальных произведений. Это и русский классический городской романс, народная песня, песня о войне, советская лирическая песня, лучшие образцы европейской песни, которые он исполняет на английском, французском, итальянском, немецком и шведском языках. Сам же Олег Погудин свободно говорит на трех языках. Некоторые произведения и отдельные программы артист исполняет под собственный аккомпанемент на гитаре. В концерте, который мы слушаем сейчас, ему аккомпанируют гитарист Михаил Радюкевич, а также Алексей Баев - скрипка, Юрий Молотилов - баян и Роман Тентлер - контрабас. Первый альбом О. Погудина виниловый диск-гигант «Звезда любви» увидел свет в 1991 году, в последующие годы активной творческой деятельности было записано восемь лазерных дисков. И снова концертная запись:

Звучит романс 5. Изумруд (муз. Б.Фомина, сл. А.Д'Актиля)
Г.Я. *Из исполнителей, есть ли какой-то идеал, к которому Вы стремились бы, в своем творчестве, ну не копируя, Вы понимаете да?…

О.П. *Конечно, конечно я понимаю.

Г.Я. *… а по каким-то другим параметрам.

О.П. *Определенного идеала вообще, в романсовом жанре нет. Но, учителей, даже как бы, не мало. Я уже назвал Лемешева и Обухову. Но Лемешева как певца, не как исполнителя романса, конечно, вот именно как певца. А Надежду Андреевну как мастера формы, во многом, вот… опять таки, не во всем. Это вот знаете, какими то проблесками и лучами, которые из разных мест освещают одно целое. Это и, отчасти, я всегда рад, когда могу вспомнить Валерия Агафонова публично, вот, наверняка Вам это имя что-то говорит. Но опять таки это не идеал, это одна из граней идеала.

Г.Я. *А Изабелла Юрьева?

О.П. *И Изабелла Юрьева. Но вот знаете - Вяльцева и Плевицкая – это, все-таки, настолько другая эпоха. Для того чтобы их не просто любить, а жить вместе с ними, нужно выучить другой язык немножко. Мы все-таки очень серьезно отошли от того времени. Вы знаете, я даже могу сказать о Пиаф и Азнавуре как об учителях романсов, в каком-то смысле, хотя, жанр совсем… он, он родственник романса, но очень дальний. Ну, я могу назвать даже имена и Анны Герман и Клавдии Шульженко. Трудно было бы определить каким-то одним именем, а, кстати, знаете, мы, живущие в ХХ веке, при всех категорических страшных потрясениях… такое громадное количество талантов, вот, что можно сидеть и называть несколько часов, может быть, подряд.

Г.Я. *Я бы хотела спросить Вас о публике. Вот что для Вас публика? Ваше творчество предполагает единение и коллектив Ваш небольшой. Четыре человека крутится в одном, как бы пространстве. Вот это пространство, нарушает только концерт, когда публика в зале, много людей… Вы разговариваете с этой публикой также, как говорите в своем коллективе, т.е., вот тональность этой беседы, если можно так сказать, такая же?

О.П. *С коллективом, минимальный состав участников - это я и гитарист, а максимально - это все-таки еще, помимо тех, кто на сцене постоянно со мной - домры, виолончель и рояль, иногда и ансамбль поющий, но в любом случае отношение с коллективом это отношение еще и профессиональное. Дело в том, что когда мы работаем – это, конечно, единое целое – солисты и музыканты. Для меня музыканты - это часть меня самого, т.е., вынуть кого-то в процессе выступлений это катастрофа, это рана.

Г.Я. *Но и найти таких людей не просто.

О.П. *Конечно. Найти не просто, а еще трудней и воспитать, потому что все музыканты воспитаны мною, вот… в моем коллективе. Я имею в виду не профессию, как музыканты они пришли ко мне сложившиеся и великолепные музыканты. Вот, но… тот коллектив, то отношение к жанру и то, что происходит на сцене - это моя заслуга и в плане воспитания, и в плане, даже когда-то, диктата какого-то. Поэтому с музыкантами отношения семейные, но в тоже время очень жесткие, иерархичные и подчиненные, хотя, дружеские. Но я хозяин на сцене и в коллективе. А с публикой большинство единомышленников - это счастье. Счастье, потому что несколько сотен человек думает и понимает мир также как ты, мало того, ТО, что ты озвучиваешь для них - колоссальная радость.

Звучит романс 6. Ночь светла (муз. Я.Пригожего, сл. Л.Г., ред. М.Языкова).
Г.Я. Чистый, удивительно легкий голос певца всегда собирает полные залы. На вопрос, что нравится в певце, обычно отвечают: «Красивый голос, музыкальность, сценическое обаяние, интересный репертуар». Все, словно, сговорившись, восклицают: «И за душу берет!» Особая душевность и стала отличительным фирменным знаком творчества Олега Погудина.
18.06.04 19:08

Звучит романс 7. У церкви стояла карета (сл. и муз. неизвестного автора)


Звучит романс 8. То не ветер ветку клонит (муз. А.Варламова, сл. С.Стромилова)


Г.Я. *Вы говорили о ценности человека прекрасные слова. Вы же понимаете, что у каждого человека, своя жизнь. Вот эта, ЕГО конкретная жизнь и диктует прочтение романса. И здесь то происходит вот тот самый уникальный опыт, который и… вот… потом, выносится в исполнении, да? В словах ли, в интонациях, в какой то фразе и в какой-то особой может быть атмосфере, которая создается, именно, конкретным исполнителем. И публика в зале она тоже сидит со своим жизненным багажом, со своим жизненным опытом. И, КАК вот это вот переливается, вот мне интересно, КАК вот это переплетается, как ВЫ это ощущаете, потому что ВЫ - человек ощущений?

О.П. *Вы знаете, есть еще такое понятие как природа, природа человека и природа жанра, природа, кстати, народа. Это всё, такие условия, очень жесткие, существования. Т.е., если кто-то обратится к жанру, вот допустим, вот потом… вот он пел там что-то, а потом запел романс, ну допустим, там… был рок музыкантом, теперь он будет петь оперу или вот пел оперу, а потом запел эстраду или потом запел романс. Тогда мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек приходит и пытается себя там утвердить или жанр себе подчинить. Вот… бывает по-разному. В моем случае, все-таки, природа была сначала, и я думаю, что и у людей, которые приходят меня слушать, то же схожая природа. Они могут быть Очень разными, у них может быть Очень разная жизнь и багаж этой жизни тоже Очень разный, но природа где-то схожая. БывАет когда природа человека другая и тогда он может вдруг замереть от восхищения оттого, что он столкнулся с иной природой, которая его восхитила…

Г.Я. *…но он примет ее…

О.П. *… тогда принимает. Или от конфликта, что, почему ТАК, этого не может быть и не должно быть, я с этим тоже сталкивался. И бывали случаи, когда мне говорили просто: «Я, все-таки, не верю тебе, но вынужден, подчинится, потому что твои слова звучат убедительно». Это своего рода тоже победа, но может быть в этом нет необходимости, когда очень много единомышленников, чувствующих и понимающих, ТАК, как ты. Если же говорить о творческом акте в более, как бы, расширенном смысле, т.е., КАК, ради чего ты это делаешь, в воспитательном или там культурологическом, или политическом я не знаю, /хотя, политику не люблю, этот аспект… не хотел бы его касаться/, но результат можно обсуждать, кончено. Вот… тогда, приходится думать о таких ситуациях, когда ты должен убеждать своей правдой человека, которому эти идеалы и даже могут быть не близки, и даже не интересны. Такие случаи тоже бывают, но это уже разговор, скорее уже, не об искусстве как таковом, а о его, ну не знаю, роли в жизни.

Звучит романс 9. Очаровательные глазки (сл. и муз. неизв. авт.)

Г.Я. *Не кажется ли Вам, что неважно сейчас романсу в нашем современном мире. Да, конечно, он имеет свою историю, безусловно, и многие люди еще остались и среднего, и старшего поколения, которые любят этот жанр, просто на нем воспитаны. Но ведь пришло на смену новое поколение, уже несколько поколений, и романс, войдет ли он в их жизнь, не войдет ли он в их жизнь, потому что бытует сейчас, к сожалению, другая музыка?

О.П. *Все-таки человек – существо, очень чудесное. И я, в этом смысле, на жизнь смотрю достаточно светло. Потому что человеку всегда хочется быть любимым, человеку хочется счастья, человеку хочется покоя, человеку хочется творчества. В конце концов, он устает от неправды. Другое дело, как он себя поведет. Он может либо склониться перед неправдой и принять ее как норму жизни, либо, все-таки, будет против нее выступать. Человек устает от НЕ жизни, ему все равно жизнь нужна… так вот, когда человек устает от неправды, пошлости, от страха, от униженности он все равно, при определенных обстоятельствах, будет счастлив, распахнуть двери своего сердца правде, любви и жизни. А романс в этом плане вещь уникальная. Это своего рода законсервированное свидетельство о правде, любви и жизни, повторюсь, в очень простой доступной форме. Эта форма для восприятия доступна и может быть любима человеком любого сословия, любого образования, любого состояния, кстати, любой национальности, но преимущественно, конечно, для того человека, которому русский язык родной. И в этой самой простой форме заключены самые важные мысли, самые драгоценные чаяния человеческие, поэтому, сколько будет существовать русская культура и русский язык - романс будет востребован.

Звучит романс 11. Эх, друг гитара (муз. Б.Фомина, сл. Б.Тимофеева)



Г.Я. Голос Олега Погудина один из лучших голосов России. Услышав его, понимаешь, насколько объемно и действительно пространственно может быть то, что мы, часто не задумываясь, обозначаем термином звуковое пространство, звуковое пространство это целая звуковая вселенная, где небо бархатно и бездонно, где звёздно, и царит любовь и согласие и где, поющие и слушающие одно и тоже или одно целое.

Звучит инстр. пьеса: А. Алябьев. «Соловей» (М.Радюкевич)


Г.Я. Это была радио-версия концерта Олега Погудина – Русский романс.

Программу подготовила и провела Галина Ярошенко. Всего Вам доброго.

 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Интервью » Интервью на Радио России 13.06.04 г. (В радио-версии концерта в ГЦКЗ "Россия" 28.01.04 г.)
Страница 1 из 11
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла | Татьяна_Соловьёва | Ада | Елена_П | Ирина_Ярмухаметова | Романеева | Татьяна_Киселева | Людмила_Ш | Валерия | Алина_я | Марина_Л | Людмила_В | Людмила_А | Ольга_Санкт_Петербург | Ольга_Казань | ирина_смирнова | Евгения_А
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Маргарита | Наталья_К | Вера_Александровна | Инна_И | НинаПодгорнова | Ада | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва | Ольга_Васильевна
Новые участники:  | Евгения_А | анастасия_франк | Еленка | Филифьонка | Татьяна_Константиновна | ninese | Люция | Елена_Назарова | эльфа3 | neony_13
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz