Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Интервью » "Живое слово" (Афон, интервью 2003 г.)
"Живое слово"
Инна_ИДата: Суббота, 21.12.2013, 00:21 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1127
Статус: Offline
"Живое слово" - это литературно-художественный и культурно-просветительский интернет-проект.
(интервью, хотя по-моему это скорее рассказ - от 2003 года, но, насколько знаю, на форуме его нет)

АФОН

Интервью с Олегом Погудиным


Гора Афон – Святая гора, один из земных уделов Пресвятой Богородицы. По преданию вот уже более полутора тысяч лет ни одна женщина не ступала на землю Афона. Здесь иноки в тиши монастырей и отдаленных келий творят непрестанную молитву, молитву о помиловании мира. Здесь течет свое время, и вершатся свои законы. Здесь иное понимание жизни и смерти, здесь иное счастье, не доступное многим из нас, мирян.

- Когда в 1997 году мы первый раз были в паломничестве и стояли в виду Афона на рейде, батюшка попал на Святую гору на катере всего на час. По его возвращении на корабль я спросил: «Как?», он ответил – «Это счастье». Мне трудно рассказывать об Афоне. Мое отношение к Афону изначально было и остается, как к величайшей святыне, святыне такого уровня и масштаба, к которой можно только чуть-чуть не то что прикоснуться, а рядом постоять, и то, слава Богу, – рассказывает известный петербургский артист Олег Погудин.

Милостью Божией Олегу довелось совершить две паломнические поездки на Святую гору, каждая из которых длилась по две недели.

- Сейчас в светском обществе, - говорит Олег, - идет жаркая полемика по поводу невозможности совершать поездки на Афон женщинам, по поводу ограниченного доступа туристов на Святую гору. Противники этого запрета ссылаются на нарушение прав человека, говорят о ретроградстве и о нарушении демократии и свободы личности. Это позиция современного человека, который теряет не только ориентиры в жизни, но и здравый смысл. Здравый смысл с точки зрения того, что есть определенные каноны всего неординарного. Я сейчас говорю не только о святыне. Святыня для современного человека это, как правило, пустой звук, в лучшем случае для него святыня – идеалы демократии и права человека. Я не имею в виду русских людей, но и Афон не на территории России находится. А уж тем более святыня в сакральном понимании человеку нынешнему мало доступна. Но любая красота, любое неординарное явление требует правил ограничительных. Любое творение - это своего рода ограничение, ведь из хаоса, из мрака, из небытия творческим актом Творца было составлено вообще все сущее, все существующее сейчас. Если открыть свободный доступ на Афон, то оголтелая толпа, не всегда воспитанных, и далеко не во всем сведущих туристов превратит Святую гору в еще один из диких аттракционов. На мой взгляд, очень важно чтобы в отношении к святыне оставались определенные ограничения. Это можно сказать и применительно к церковному Посту. Пост нужен не для того, чтобы стать здоровее, чище и так далее, как его любят трактовать сейчас многие приверженцы оккультизма и те, кто следует различным восточным традициям. Нет. У Поста иной смысл. Без определенных ограничений не существует ни красоты, ни счастья, ни любви. Всякое достойное человеческое дело связано с определенными ограничениями, с определенными жертвами. И жизнь принесет счастье только при условии определенных самоограничений и жертв.

Если приехать на Афон не из-за жажды эстетического, литературного или художественного познания, а приехать из-за жажды духовной, с целью попытки получения необходимого сокровенного опыта, то, будучи спокойным и тихим, можно услышать дыхание вечности, дыхание настоящей молитвы, настоящей духовной жизни. Там, и по сей день, существует настоящая монашеская жизнь, там идут ежедневные и еженощные молитвы. Нигде в Отечестве, да и, наверное, нигде в мире нельзя попасть в среду настоящего монашеского общежития, в смысле монашеского самоуправления. Афон своего рода духовный заповедник или санаторий в том смысле, что ты просто попадаешь в иной образ жизни. Кстати, после Афона очень трудно адаптироваться к нашей обыденной мирской жизни, смириться с тем, чего ты уже лишен. На Афоне свой церковный календарь, там практически невозможно встретить человека, не знающего, что среда или пятница – постные дни. Об этом могут не знать лишь туристы немцы или англичане, которых пускают на Святую гору, как правило, дня на три. На Афоне есть два места, где существуют магазины и лавки, не монашеские гостиницы – это Карея, административная столица Афона, и Дафни - главная пристань Афона, город, где есть единственное на Святой горе почтовое отделение. В Карею и Дафни приезжают торговцы из Греции и открывают свои лавки и кафе. Но и в них удивятся, если вы в постный день попросите мясо, а иногда и откажут вам – сегодня день постный. Время на Афоне меряется временем ежедневных служб. Богослужения проходят так, что ты понимаешь – главное здесь – богослужения. Ни хозяйственные послушания, ни труд по восстановлению монастырей, ни строительство дорог, здесь главное - богослужения. На Афоне встречаешь торжество молитвы. Торжество молитвы в земных условиях – это чудо. Такую сердечную молитву можно встретить в любом храме, но на Афоне это торжество непрерывное. Его не смогли за века нарушить ни бури, ни землетрясения, ни войны, ни гонения. Ничто не смогло нарушить торжества афонской молитвы. Все «нападения» лишь подчеркнули торжество непрерывной молитвы. Именно на Афоне я отчетливо понял, что мир будет существовать столько, сколько будет существовать монашеская молитва. Каждый христианин знает, что дни мира не бесконечны, они сочтены, но пока существует монашеское делание, Господь потерпит безобразия мира, ради молитв Своих подвижников. На Афоне ты и душой и телом чувствуешь всю правду Священного Писания, ты понимаешь, что это вполне ощутимая реальность. Эти чувства сложно облечь в слова. На Афоне «разлиты» и в воздухе, и в людях, тебя окружающих, тишина, благость, радость за ближнего, истинная любовь. Та любовь, о которой апостол Павел говорит в своем послании к Коринфянам: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Хотя там же есть и страшная монашеская брань, невидимая мирянами, есть и скорби, и нападки мира. Нас тоже не миновала эта невидимая брань, но говорить об этом не надо, скажу лишь, что это были опыты тяжелые и страшные, я бы не хотел их никогда переживать снова. После поездки на Афон я представляю точно, что такое монашеская брань с настоящим злом, с духовным злом – это действительно ужас. Человек, который никогда этого не испытывал, может подумать, что монахам живется не очень-то тяжело. Это не так, им живется очень тяжело. Брань, которую они ведут, мы не видим, а если и приводится увидеть, то это малая доля их трудов. Господь по милости Своей покрывает нас от этой ледяной мрачной злобы. Если же она хоть чуть-чуть касается сердца, сразу начинаешь понимать свое место в мире, свое ничтожество.

Когда мы приехали на Афон, то решили, что будем ходить по горе только пешком. Хотя на Афоне существует даже внутреннее такси, машины, которые подвозят паломников от архондарика одного монастыря до другого монастыря. Архондарик – монастырская гостиница на Святой горе. Между Дафни и Кореей ходит по расписанию автобус, множество дорог и дорожек замысловатым кружевом оплетают Святую гору, связывая все афонские кельи, скиты и монастыри с этими двумя городами. Еще вдоль Святой горы можно передвигаться на корабликах. Их услугами мы позволили себе пользоваться, но лишь потому, что на корабликах плавали и паломники в старину.

Русский монастырь на Афоне – Свято-Пантелеимонов монастырь. Первое дошедшее до нас упоминание об этом монастыре содержится в Актах (Акты в России – документы правового характера), собранных иеромонахом Азарием, и датируется XI веком. Но вполне возможно, что само основание монастыря следует отнести ко временам равноапостольной княгини Ольги. В центре Пантелеимонова монастыря находится типичный для Афона собор, только купола его выполнены в русском стиле. Еще русский монастырь отличает от других афонских монастырей цвет кровли огромных братских и служебных корпусов и куполов храмов – он зеленый. В конце эпохи Российской Империи, перед революцией, на Афоне только в русском монастыре монахов и насельников-трудников было около двух тысяч человек. Сейчас в Пантелеимоновом монастыре подвизается около восьмидесяти человек. Но такая ситуация сложилась не только в русском монастыре, он, кстати, один из самых населенных на Святой горе, сегодня все Афонские монастыри не многолюдны. Наш век – век обезбоживания всей планеты.

Большинство монастырей на Афоне построены как города-крепости, потому что им приходилось серьезно обороняться и от пиратов, и от турок, и от других внешних врагов. В центре афонских монастырей-городов обычно расположен собор, он окружен братскими корпусами, далее идут стены и башни. В Пантелеимоновом монастыре основные постройки относятся к позапрошлому столетию. Собор древний, а остальные здания достаточно поздней постройки, потому что основные средства стали поступать из императорской России где-то в XIX веке, хотя русский монастырь на Афоне поддерживали даже во времена татарского ига великие князья. Период расцвета Свято-Пантелеимонова монастыря пришелся именно на позапрошлый век.

В монастыре есть икона Спасителя, на которой лик Христа потемнел в день убийства Царской Семьи. И хотя сообщение об этом пришло в русский монастырь на Афоне значительно позже, братия узнала о злодеянии в день его совершения. Человек не церковный отнесет подобные знания к чудесам, но это факты. Афонские монахи знают обо всех событиях, происходящих на планете, причем узнают они о них тотчас после их свершения, хотя и по сей день на Святой горе есть много мест, где нет современных средств информации – радио, телевидения, компьютеров. Господь многое открывает Своим подвижникам, молящимся за весь мир, болеющим за него. Но эти знания совсем не родственны тем чудесам, которые так ищет современный свет. Чудеса бывают и от лукавого. Я стараюсь всегда очень осторожно относиться к подобным темам, мне кажется, есть серьезная опасность в нынешней церковной жизни в России – отсутствие церковной традиции бытовой и, как следствие, отсутствие трезвения. Часто люди ищут чудес, люди не ищут пути к Богу, не ищут спасения, а ищут чудес. А чудеса – опасная очень вещь, они могут быть и ложными, и тогда после встречи с ними люди становятся психически нездоровыми. Другая сторона – чудо настоящее, но явление настоящего чуда требует от человека огромной ответственности. Допустим, с человеком происходит чудо для уверения, после него уже нельзя продолжать вести старую греховную жизнь, нельзя сказать: «А я не знал». Было дано явное указание, которое налагает огромную ответственность на человека, это своего рода большое испытание. Со мной на Афоне не происходило таких явных чудес, как обновление икон, истечение мира, и тому подобные события. И, слава Богу, потому что я знаю, какая ответственность должна за этим следовать. Что касается маленьких чудес, то они сопровождали нас повсюду. Например, когда мы шли в Иверский монастырь, то знали, что в нем из-за ремонта не принимают паломников на ночлег. Мы рассчитывали поклониться Иверской иконе Божией Матери и продолжить свой путь, дойдя к ночи до архондарика другого монастыря. Но не сумели преодолеть двадцать пять километров до Иверского монастыря так быстро, как планировали, и вечер застал нас у иверских ворот. Что делать? С монастырских ворот на нас дружелюбно смотрело объявление о том, что паломников не принимают, далее следовали учтивые строки извинения, вокруг белого листа сгущались осенние сумерки. Это означало одно – ночевать придется на улице, мало приятная вещь в начале прохладного и дождливого октября. Батюшка сказал: «Идем, не прогонят же нас! Быть на Святой горе и не побывать у иконы, молитвами которой Святая гора стоит». Помолившись, мы вошли в монастырь, и … нас приняли, накормили ужином, хотя мы и опоздали уже на трапезу, да еще и выделили чудесную келию, а это на Афоне не так часто может произойти. Милостью Божией мы всю ночь молились у Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находится не в соборе, а в параклисе - специально построенном храме. И повечерие, и утреня, и Литургия – все было в параклисе, а он достаточно маленький, и поэтому мы стояли и молились где-то метрах в трех от этой чудесной иконы. Это счастье. Это чудо и утешение, данное нам за веру и послушание. Батюшка верил в то, что нас примут, а я послушался его, и Царица Небесная явила нам, грешным, Свою милость.

История Иверской иконы Богоматери удивительна. Самую первую икону написал Евангелист Лука. Эта икона была у разных владельцев, и вот в 820 году она попадает к одной вдове, жившей неподалеку от Никеи. То были времена императора Феофила¸ при котором гонение на иконы достигло своего апогея. Посланцы от Феофила-иконоборца ворвались в дом благочестивой вдовы и, увидав у нее святую икону, хотели уничтожить ее. Но вдова, очень почитавшая и любившая этот образ Богородицы, убедила иконоборцев оставить святыню у нее до утра, обещав к рассвету приготовить значительную сумму денег, требуемую ими. Враги удалились, но один из них перед уходом из дома вдовы ударил мечом по образу, и тотчас из лика Богоматери, как из живого, истекла кровь. Ночью боголюбивая вдова и ее сын долго молились перед святою иконою и решились для сохранения святыни отнести ее на морской берег. У моря вдова стала умолять Царицу Небесную избавить ее от гнева Царского, а образ Свой от потопления. После коленопреклоненной молитвы она поцеловала икону и опустила ее в море, увидев к великой своей радости, что та не упала на воду, а в прямом положении устремилась по воде к западу. Вдова возблагодарила Господа и убедила своего сына удалиться от гонений иконоборцев в Грецию. Сын, взяв материнское благословение, стал иноком на Святой горе Афон, от него-то и узнали афонские монахи историю иконы, спасенной его матерью. Неизвестно где и сколько времени скрывалась святая икона. Уже после смерти никейского пришельца иноки Иверской обители на Афоне однажды вечером увидели на море огненный столп до неба. Это чудо повторялось несколько дней и ночей подряд. На берег собрались монахи всех окрестных монастырей и поняли, что сияние исходит от иконы Богоматери, стоящей на воде. После соборной молитвы один из афонских братьев, старец Гавриил, пройдя безбоязненно по воде, сподобился принять святой образ. Три дня и три ночи монахи непрерывно совершали молебствие перед чудесно явившейся им иконой, а потом внесли ее в соборную церковь Иверской обители. С тех пор и поныне происходит множество чудес и исцелений от Иверской иконы, называемой так по имени обители. Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала им, что пока Ее икона будет находиться на Святой горе в Иверском монастыре, им ничто не угрожает.

- Вот перед таким чудесным образом, - продолжает свой рассказ Олег, - нам довелось молиться всю ночь. Вся церковная жизнь необходимо сочетает в себе и веру, и послушание, и смирение. В мирской суете этого придерживаться очень трудно, паломнические же поездки способствуют этому. Вся обстановка на Афоне в масштабах целого государства располагает к такому образу жизни, который включает и послушание, и смирение. Афон – это монашеское государство, в котором существует непререкаемая иерархия. Сначала монашествующие, потом миряне – и это везде: в трапезной, в храме. У монашествующих же слово священномонаха – закон, слово игумена – закон. Это влечет полное послушание, отсутствие собственного мнения по любому поводу. Для верующего – это счастье, непонятное невоцерковленным мирянам. В миру для современного человека любой процесс подчинения вызывает внутренний протест: «Как? Почему я буду подчиняться? Я свободная личность!» И в итоге убежденный в своей свободе человек подчиняется самым страшным, диким вещам. Яркий пример – война в Ираке. Если современному человеку только намекнуть на смирение, он скажет, что ты ненормален, испорчен, старомоден и т. д. Это наша жизнь, которая вот здесь существует, а там от этой жизни можно освободиться, на Афоне все иначе.

На Афоне даже время течет по иному. Меня, как артиста, поразило одно наблюдение, оно, конечно, скорее эстетического характера, но, тем не менее, о нем нельзя не сказать. Афон живет по византийскому времени – когда заходит солнце, на Святой горе наступает полночь. Продолжительность дня на Афоне может быть очень разной. Летом день длинный, а ночь короткая, зимой – наоборот. В Свято-Пантелеимоновом монастыре в архондарике рядом висят двое часов: один циферблат показывает греческое время, другой – византийское. Когда мы шли по горе от нашего архондарика, я вдруг испытал чудесное восхищение, подумав – время христианской Империи продолжается! Византии нет уже давно, с 1457 года, когда пал Константинополь, а византийское время продолжается. Продолжается время христианской Империи, продолжается до сих пор! Сейчас в мире есть лишь одно государство, Греция, которое официально себя определяет как православное. За Православие, записанное в конституции Греции, ее яростно критикуют «просвещенные» европейцы, оказывая всяческое давление, требуя убрать из конституции эту запись. Но «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». В мире продолжается византийское время; византийского двуглавого орла на золотом поле – флаг Православной церкви - можно видеть по всей Греции. Византийский символ и византийское время существуют и по сей день среди нашего безумного мира, это прекрасно. Они как отблески необоримой победы, потому что Бог поругаем не бывает.

На Афоне вас практически в каждом монастыре встретят как желанного гостя и старого друга, предложат чашку кофе с лукумом, нальют стакан холодной воды и угостят ракией. По праздникам в монастырских трапезных подают рыбу, в обычные дни скромное меню включает простой суп, картошку, моченые оливки, хлеб и джем. Если вы с непривычки с трудом обходитесь без мяса, то за сосисками и мясными консервами можно поехать в магазинчики Кореи и Дафни, в монастырях мяса не бывает, так как по уставу монахи его вкушать не могут. Питьевая вода на Афоне имеет свой неповторимый прекрасный вкус, может быть это от того, что здесь творится непрестанная молитва и сама природа пропитана святостью. Высокое афонское небо в любую погоду кажется бесконечным, узкий полуостров, уходящий в море, весь продувается ветрами, но и они как бы стараются смирить свои порывы, благоговейно замирая у неисчислимых православных крестов Святой горы.

Путешествие по Афону мы закончили в соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря, поклонившись перед дальней дорогой великому святому. К раке с честной главой святого Пантелеимона я подходил с внутренним сознанием своего недостоинства и своей греховности. Я очень почитаю великомученика Пантелеимона.

Святой великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии, находившемся на берегу Мраморного моря в северо-западной части Малой Азии. В те времена там царствовал нечестивый Максимиан (284-305), известный своими жестокими гонениями на христиан. Основное воспитание Пантелеимон получил от горячо любимой им матери, которая была христианкой. После ее смерти образованием и дальнейшим развитием мальчика занялся его отец – знатный и богатый горожанин Евстродий. В отличие от мамы Пантелеимона, святой Еввулы, Евстородий по своей вере был язычником. Отец отдал сына на обучение одному славному врачу, лечившему самого императора Максимиана. Вскоре весть о способном и добром ученике, исцеляющем именем Христа, облетела всю Никодимию и царь потребовал юношу к себе. Представ перед нечестивым царем, Пантелеимон смело исповедал веру в своего Всемогущего Бога – Иисуса Христа. Этому его учила мама, в этом позже укрепил его старец пресвитер Ермолай, на беседы к которому юноша часто заходил после занятий по медицине. Жестокий царь, подстрекаемый своими завистливыми приближенными, потребовал от Пантелеимона отречься от его веры, угрожая ему пытками и казнью. На что смелый юноша возразил ему: «Все умершие за Христа не погибли, а нашли себе вечную жизнь». Максимиан приказал своим палачам начать пытки, но как те не усиливали их, юноша не сдавался, призывая Господа в помощь. Пантелеимона опаляли зажженными свечами, бросали в кипящее олово, ввергали в морскую пучину, отдавали на съедение зверям, но по его горячим молитвам ко Господу олово моментально остывало, не причинив святому никакого вреда, морские волны бережно выносили его на берег, а дикие звери смиренно лизали его ноги, а он гладил их рукой. Во время этих чудес множество язычников из народа Никомидии уверовало во Христа и требовало у царя отпустить великого святого. Но Максимиан был духовно слеп и потому непреклонен. Не зная как приклонить Пантелеимона к нечестию, он осудил его на смерть, повелев отсечь мечом голову святого, а тело его предать огню. При казни меч прогнулся как воск, а воины в ужасе воскликнули: «Велик Бог христианский!» Окончив свою молитву, Пантелеимон попросил палачей усечь его, ибо настало его время идти в Царство Небесное, но воины стали отказываться, святой приказал им сделать это, обещав милость от Христа своего. Когда отсекли мученику голову, вместо крови потекло молоко, а маслина, под которой происходила казнь, покрылась плодами от корня до вершины. Эти плоды исцелили множество горожан с верой вкусивших их. Злой царь изрубил и сжег чудотворное дерево, но вскоре на старом корне выросла молодая новая маслина, символизируя воскресение.

- И по сей день во дворе Свято-Пантелеимонова монастыря есть древняя маслина, - рассказывает Олег, - выращенная русским монахом из косточки пантелеимоновой чудотворной маслины. Ее плоды тоже имели чудотворные свойства, исцеляя русских монахов. Правда, к великой скорби насельников Святой горы, года три назад маслина начала сохнуть и практически погибла. Но, даст Бог, полностью возродится и окрепнет русский монастырь на Афоне, оживет и маслина.

2003 г.

http://zhivoe-slovo.ru/index.p....13-afon
 
Наталья_КДата: Суббота, 21.12.2013, 00:47 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2135
Статус: Offline
Инна, сердечное спасибо!

"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
 
Наталья_КДата: Четверг, 08.05.2014, 02:04 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2135
Статус: Offline
http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/15-79-1

Рассказ был напечатан в Газете "Крюковские ведомости", №№ 13-14, 5 июля 2003, не полностью, было написано "продолжение следует".

Автор беседы - Ольга Шангина.

Инне еще раз спасибо за полную публикацию.


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)

Сообщение отредактировал Наталья_К - Четверг, 08.05.2014, 02:51
 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Интервью » "Живое слово" (Афон, интервью 2003 г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Людмила_Ш
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Наталья_С | Нина_Данова | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | ЕленаУшакова76 | valenvv | Светлана_Соколова | Тамина | Ольга_Петренко | Алекс_П | Лариса_Истомина | Нина_Сидорова | Раиса | Роман
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2020Используются технологии uCoz