Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » Николай Харито (К 96-летию романса «Отцвели хризантемы»)
Николай Харито
Евгения_ЕрмольченкоДата: Вторник, 17.03.2009, 21:02 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 7
Статус: Offline
Николай Харито
К 96-летию романса «Отцвели хризантемы»
05.11.2006

…Отцвели уж давно
хризантемы в саду…
К сожалению, некоторые авторы известных романсов оказывались незаслуженно забытыми. И такое бывало…
Не часто услышишь сегодня украинский и русский романс по радио или телевидению. А еще реже звучит романс на эстраде, в концертах. И совсем уж бесценным раритетом стали ныне старые пластинки с записями этих романсов. К сожалению, множество так называемых песен-однодневок, не становящихся явлением народным, заполонили эстраду и эфир…
Для романса прежде всего характерна доверительность его эмоциональной, зачастую — до пронзительности, мелодии и, конечно, образный поэтический слог. Не многие нынешние песни могут похвалиться подобным сочетанием. И совсем не удивляет, что насыщенность романса искренностью чувств как бы предопределяет и достойный уровень исполнителей. А лучшие исполнители романсов всегда обращали внимание на старинные украинские и русские романсы. Романсы П.Германа, А.Дюбюка, Н.Листова, А.Вертинского всегда украшали репертуары известных певцов.
В первом десятилетии ХХ века у нас большой популярностью пользовались романсы киевлянина Николая Харито, имя которого возвращено украинской песенной культуре благодаря упорству и настойчивости скромного школьного учителя (тоже киевлянина) Виталия Петровича Донцова.
Долгие годы романс «Отцвели хризантемы» считался у нас мещанским, низкопробным творением невзыскательного мелкобуржуазного вкуса. Нот его никогда не было на прилавках магазинов, в репертуарах мастеров эстрады этот романс отсутствовал (только ли он?). И лишь у редких знатоков-коллекционеров можно было отыскать старинные пластинки с еще дореволюционными записями романсов Николая Харито. Правда, в далеком эмигрантском зарубежье украинские и русские меломаны помнили «Хризантемы», пели их, страдая от ностальгии…
В начале 80-х годов к Виталию Петровичу Донцову обратились редакторы-составители нового музыкального энциклопедического словаря с просьбой написать историю романса «Отцвели хризантемы». К сожалению, Виталию Петровичу ничего не было известно, однако, профессиональная память учителя подарила ему воспоминание о том, что известный киевский коллекционер музыкальных записей
С.Оголевец на одном из своих концертов обмолвился, что Николай Харито похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
С поиска этого захоронения В.Донцов и начал. История его чуть ли не детективного характера — не сразу Виталий Петрович нашел заброшенную могилу, не все, кто могли бы оказать ему содействие в поисках родственников Н.Харито или просто помочь в столь благородном, но и достаточно деликатном розыске, делали это. А некоторые наши ужасно бдительные граждане сообщили об этих поисках заокеанского, по их мнению, Джеймса Бонда, «куда следует» и «кому следует». Вследствие этого В.Донцову довелось встречаться и с правоохранительными службами. Однако, хэппи энд наступил… И Виталий Петрович сообщил редакторам-составителям музыкального энциклопедического словаря, что:
Николай Иванович Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте, в семье горного инженера Ивана Павловича и Надежды Георгиевны Харито, гречанки по происхождению. После развода родителей дети все перешли на фамилию матери.
Рано проявились у Николая музыкальные способности. В пять лет он уже хорошо играл на фортепиано. Его учебные успехи и деятельное участие в гимназических вечерах и балах ежегодно отмечались похвальными грамотами.
После окончания ялтинской гимназии Николай Харито поступил на юридический факультет Киевского университета. В студенческой среде он пользовался авторитетом и уважением, да это и неудивительно — глубокая начитанность, музыкальность, добрые душевные качества и, что совсем уж немало, обаятельный и мужественный облик — все это привлекало. Популярность и авторитет студента Харито сравнивали с популярностью в университете профессора Эйхельмана:
Не все хорошее забыто,
Не всюду царствует
обман.
Среди студентов есть
Харито,
А в профессуре — Эйхельман.
Николай Харито разделял многие передовые воззрения либерально настроенного студенчества. Однажды ему даже довелось испытать вероятность исключения из университета за шумное и демонстративное исполнение «Марсельезы» при намеренно раскрытых окнах. Отстоял его профессор Эйхельман. Впоследствии профессору еще раз пришлось заступаться за Николая Харито, ибо тот участвовал в беспорядках, вспыхнувших в связи с кончиной Льва Толстого…
В университете Николай Харито постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов. Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». Ныне, правда, в сборниках «Русский романс на рубеже веков» (авторы В.Мордерер и М.Петровский, изд. «Оранта-Пресс», Киев, 1997 г.) и «Русский романс» (изд. «Правда», М., 1987 г.) этот романс называется «Отцвели хризантемы».
Первыми услышали романс студенческие друзья автора и под обаянием сентиментального текста, легкой и ненавязчивой музыки и лиричного авторского исполнения обязали Николая немедленно издать романс у самого «Леона Идзиковского». Это было едва ли не самое популярное и авторитетное киевское издательство. Находилось оно на Крещатике. Владельцем издательства в описываемое время был сын Леона — Владислав Леонтьевич Идзиковский. Издатель в общении был прост и приветлив со всеми посетителями, независимо от их ранга, социального и служебного статуса. И этого молодого, волнующегося неизвестного автора он тоже встретил приветливо, а когда тот, обретя уверенность, проиграл и спел свой романс, Владислав Идзиковский искренне похвалил молодого автора и взял романс к изданию. Правда, оговорил необходимость незначительной редакции текста.
Эту редакцию по просьбе Вл. Идзиковского выполнил его приятель, известный и весьма популярный тогда в Киеве исполнитель русских и цыганских романсов Василий Шумский. Он же стал и первым исполнителем романса в помещении Театра Бергонье, ныне — Театр имени Леси Украинки.
Вскоре романс был Вл. Идзиковским издан, но Николая Харито указали лишь как автора музыки, автором же текста по милости Вл. Идзиковского стал «редактор» В.Шумский. Н.Харито получил и свой первый гонорар — 15 рублей, что по тем временам было суммой немалой.
Издательство Идзиковского постоянно посещали известные и малоизвестные певцы в поисках новинок и для пополнения своих репертуаров. Естественно, что «Хризантемы» привлекли их внимание, и через некоторое время романс зазвучал по всей стране.
Первый успех подтолкнул Николая Харито на создание новых романсов, которые Вл. Идзиковский издавал безоговорочно. Почти все произведения Николая Харито (а их у него было 48) были записаны на пластинки еще в дореволюционные годы. Конечно, нельзя утверждать, что все они равноценны по уровню поэтических текстов и музыки. Впрочем, это совершенно естественно для только начавшего свой творческий путь молодого человека. После «Хризантем» очень известными и широко исполняемыми были такие его романсы, как «Тени минувшего» (сл. А. Френкеля, «Уйди и навеки забудь…»), «Астры осенние» (сл. С.Грея, «Астры осенние, грусти цветы…»), «Минуты счастья» (сл. А.Апухтина, «Не там отрадно счастье веет…»), «Слезы» (сл. Ф.Тютчева, «Слезы людские, о слезы людские…») и ряд других.
В композиторской деятельности Н.Харито не ограничил себя созданием романсов. Он работал и в популярном в те годы жанре мелодекламации, сочиняя для чтецов сопроводительную музыку, он был автором и талантливых фортепианных пьес, и даже таперской музыки к «великому немому»— фильмам с участием легендарного комика Макса Линдера.
Николай Харито ушел из жизни, к сожалению, совсем молодым, в расцвете творческих сил. Его трагическая кончина стала ударом для российской культуры, осознать который не было дано тогда никому — ведь это были бурные годы гражданской войны. Осенью 1918 года Николай Харито, достаточно смелый и рисковый молодой человек, отправился по приглашению друзей на свадьбу в Тихорецк. Среди множества гостей он выделялся привлекательностью, мужественностью, что подогревали еще и восторженные рассказы о нем присутствовавших друзей. И так уж случилось, что повышенное внимание к Николаю Харито женской половины гостей вызвало необузданную вспышку ревности у одного из опьяневших гостей, некоего Бонгартена, и он тут же одним выстрелом из пистолета в упор застрелил киевского гостя. Это случилось 9 ноября 1918 года. Николай Харито был похоронен на местном кладбище, и лишь через год мать Надежда Георгиевна Харито перевезла останки сына в Киев и похоронила на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, сестрой Николая — Еленой.
В 1948 году Надежда Георгиевна Харито и сама обрела вечный покой рядом с детьми…
В ряду №11 покоится прах Николая Ивановича Харито. Его короткая жизнь вместила и безоблачное обеспеченное детство, и годы унылого бедствования, когда распалась семья; и гимназические и университетские годы учебы, освещенные теплыми солнечными лучами больших надежд и ожиданий в окружении близких и преданных друзей; и политическую ссылку под унизительный надзор полиции в непривычно холодные архангельские края за активное участие в антиправительственных демонстрациях; и неожиданно вспыхнувшую бурную любовь, грустно затем сгоревшую и оставившую после себя усохшие хризантемы…
На могиле №44 минувшей осенью было оставлено много хризантем…
…Отцвели уж давно
хризантемы в саду…
Но любовь все живет…

Леонид ШЕМЕТА, Владимир ПОЛОНСКИЙ
Зеркало недели, январь 2001


"...И только бьётся в ритме сердца капля нежности –
и перед нею отступает пустота"
 
АдаДата: Суббота, 20.06.2009, 12:05 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline

Николай Харито- романсы модерна

В том саду, где мы с вами встретились,
Ваш любимый куст хризантем расцвел.
И в моей груди расцвело тогда
Чувство яркое нежной любви.
Отцвели уж давно хризантемы в саду,
Но любовь все живет в моем сердце больном.
Опустел наш сад, вас давно уж нет,
Я брожу один, весь измученный,
И невольные слезы катятся
Пред увядшим кустом хризантем,
Отцвели уж давно хризантемы в саду,
Но любовь все живет в моем сердце больном.
Отцвели уж давно хризантемы в сад,
Но любовь все живет в моем сердце больном,
Но любовь все живет в моем сердце больном.

Молодой талантливый композитор как-то вернулся домой поздно вечером чрезвычайно взволнованный. Быстро подошел к столу, зажег настольную лампу, присел на краешек стула и положил перед собой чистый нотный лист. Из кармана сюртука достал почтовую открытку, где было всего две строчки, выведенные женским почерком: «Какой Вы интересный! Вы выделяетесь среди всей этой толпы!» На бумагу ровными рядами легли первые ноты. Вальс - легкий, светлый, грустный... Потом появилась стихотворная строчка: «В том саду, где мы с Вами встретились, Ваш любимый куст хризантем расцвел...»

Молодой человек в тот вечер был в опере. В антракте капельдинер принес ему в ложу ту самую записку. Отвечая на вопрос, от кого, капельдинер склонился в вежливом поклоне: «Не могу знать-с!» Едва дождавшись конца спектакля композитор словно на крыльях полетел домой. А вдруг она объявится - красивая, загадочная!.. Тогда он вместе с букетом белых хризантем преподнесет незнакомке свой скромный труд - новый романс. Посвященный ей!
Так появились знаменитые «Хризантемы».
Романтическая легенда. Увы, всего лишь легенда... На самом деле был и вечер в опере, и почтовая открытка от таинственной незнакомки... но в разное время! Романс был создан в 1910 году, а записку его автор получил на восемь лет позже. Да, легенда красивая, и ее впоследствии вовсю муссировала пресса. Однако происходило все совсем не так!
«Однажды Николай вернулся откуда-то в приподнятом ностальгическом состоянии. Взяв в руки карандаш и лист бумаги, он на одном дыхании сразу сочинил чарующую и вместе с тем грустную мелодию на свои ранее написанные стихи о любви и разлуке. Это были его «Хризантемы», - вспоминала сестра композитора Надежда Ивановна.

Имя автора самого популярного, самого любимого русского романса (правильно он называется «Отцвели хризантемы») - Николай Иванович Харито: с ударением имени на втором слоге, а не на последнем, как произносили ведущие бесчисленных концертов, объявляя «Хризантемы». Этот романс - первый композиторский опыт молодого человека - до «Хризантем» он музыки не писал и вообще не имел музыкального образования! Романс знали и любили всегда, при любом режиме, его пели все - оперные и опереточные певцы, эстрадники и цыгане, драматические артисты, профессионалы и любители; существуют обработки «Хризантем» для гитары, для фортепиано, для симфонических, эстрадных оркестров и даже для рок-исполнителей! Только вот о композиторе ничего не знали - кроме фамилии с неправильно поставленным ударением: ни в одной советской музыкальной энциклопедии, ни в одном справочнике ее не было...
Николай Иванович Харито родился в Ялте в 1886 году. Мать его, Надежда Георгиевна, гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан, отец - Иван Петрович Иванисов, горный инженер, был русский. Направленный на работу в Ялту, он оставил в Санкт-Петербурге семью и уехал в Крым. В Ялте Иван Петрович встретил красавицу-гречанку, и это решило его дальнейшую судьбу. Официально жениться на ней при живой законной супруге он не мог. Оставался гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось еще четверо детей, записанных на фамилию матери - Харито.
Человек весьма состоятельный, Иван Петрович имел в Ялте роскошный особняк, а в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара, намереваясь открыть там частный санаторий для больных туберкулезом. В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Гимназист Харито на ученических концертах регулярно исполнял на фортепиано произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова. Играл он, кстати, не по нотам, что свидетельствовало о его блестящей музыкальной памяти. Впервые Николай сел за рояль в пятилетнем возрасте - музыкальные способности у него обнаружились очень рано.
Интересный факт: вместе с Николаем Харито в той же гимназии в 1904-1906 годах цучились П. Л. Войков - будущий дипломат-революционер, и С. Я. Маршак - будущий детский писатель. Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой.
В июне 1907 года Николай окончил гимназию и поступил на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира. Благонадежностью он не отличался: вскоре за антиправительственные выступления его отчисляют из университета - правда, практически сразу же и восстанавливают. Студент Харито подрабатывает теперь в кинотеатре, располагавшемся на Фундуклеевской улице в здании театра Бергонье (впоследствии - Театр миниатюр, ныне - драматический театр имени Леси Украинки). Здесь впервые были исполнены «Хризантемы». Позже по сюжету романса сняли фильм «Отцвели уж давно хризантемы в саду», пользовавшийся большой популярностью отчасти из-за популярности самого романса, отчасти благодаря участию в нем тогдашних звезд немого кино - актеров Ивана Мозжухина и Карабановой.

В июне 1907 года Николай окончил гимназию и поступил на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира. Благонадежностью он не отличался: вскоре за антиправительственные выступления его отчисляют из университета - правда, практически сразу же и восстанавливают. Студент Харито подрабатывает теперь в кинотеатре, располагавшемся на Фундуклеевской улице в здании театра Бергонье (впоследствии - Театр миниатюр, ныне - драматический театр имени Леси Украинки). Здесь впервые были исполнены «Хризантемы». Позже по сюжету романса сняли фильм «Отцвели уж давно хризантемы в саду», пользовавшийся большой популярностью отчасти из-за популярности самого романса, отчасти благодаря участию в нем тогдашних звезд немого кино - актеров Ивана Мозжухина и Карабановой.

После оглушительного успеха «Хризантем» Николай Харито продолжает сочинять с удвоенной энергией. Его романсы звучат повсюду; часто он пишет их на свои собственные стихи. «В те годы стихи и ноты печатались на красочных листках с виньетками и распространялись, помимо подписки, почтальонами и трубочистами»
Одновременно Николай участвует в многочисленных студенческих политических сходках, даже становится членом партии эсеров. После неоднократных обысков на его квартире, отчисленный и восстановленный в университете, он наконец и выслан под надзор полиции в поселок Пинегу Архангельской губернии на три года. В феврале 1911 года группа опальных студентов в спецвагоне отправилась к месту отбытия наказания. Поселили их как «политических» отдельно от уголовников в теплых бараках. Кормили сносно, предоставляли определенную свободу передвижения. В качестве трудовой повинности назначили валку и обработку леса. Николай Харито к тому времени был уже женат, и его молодая супруга Мария Алимпиевна Федорович последовала за ним в Пинегу. Он же и здесь, на севере, не переставал писать стихи, сочинять музыку. Одна из мелодекламаций этого периода - «Третью ночь бушует вьюга» - посвящена друзьям-ссыльным.

В Пинеге Харито заболел - врачи нашли у него начальную стадию туберкулеза. Стали жаловаться на здоровье и другие ссыльные. Их коллективные жалобы, направляемые в столицы, возымели действие: царское правительство, против которого они так отчаянно боролись, выдало им разрешение на выезд «для специального лечения» в Швейцарию с зачетом срока лечения в общий срок ссылки. Благосостояние семьи Харито позволило воспользоваться этим шансом, и Николай после года работ на севере оставшиеся два проводит в Швейцарии, где вольнослушателем посещает консерваторские занятия - вот и все его музыкальное образование.

Но вернемся в 1910 год. Первым исполнителем «Хризантем» был киевский артист Василий Дмитриевич Шумский. Ему и посвятил Харито свое творение. Настоящая фамилия Шумского - Шомин. В начале ХХ века его знали в Киеве как популярного певца и автора стихов к модным романсам. В числе последних можно назвать, например, «Я забыт, я грущу» (музыка Л. Полнарева), «Былые мечты», «Море слез» (музыка С. Покрасса), «Опять одиночество», «Кончилось счастье» (музыка Н. И. Харито). Однако, по мнению сестры композитора, несмотря на то, что в нотах «Хризантем» в качестве автора стихов, указан В. Д. Шумский, на самом деле он по просьбе издательства всего лишь незначительно редактировал текст, написанный Николаем Харито. Их сотрудничество продолжалось несколько лет. В киевской прессе начала 1910-х годов нередко встречались такие сообщения: «Вчера в Художественном театре миниатюр В. Шумским с большим успехом были исполнены новые романсы киевлянина Н. Харито: «Кончилось счастье» и «Тихо, тихо дремлет». Романсы очень красивы и мелодичны, в них много настроения».

После возвращения из Швейцарии в Киев Николай Харито был вынужден искать работу, ибо на восстановление в университете рассчитывать не приходилось. Недолго думая он отправился туда, где впервые прозвучали «Хризантемы», ставшие его талисманом. Главному режиссеру Театра миниатюр Матвею Тимофеевичу Строеву сразу же пришелся по душе этот молодой человек, многое умеющий и готовый хоть работать тапером, хоть оформлять музыкальные спектакли, хоть писать музыку к театральным постановкам. К тому же имя 27-летнего композитора, бывшее тогда уже у всех на слуху, служило своеобразной визитной карточкой. Для начала Строев взял Харито тапером, потом настолько расположился к новому сотруднику, что предложил ему место гувернера его детей.
Вскоре Николай Харито стал другом семьи Строевых. Через некоторое время он стал получать авторские отчисления от публикации своих произведений: его романсы пользовались огромным спросом, тиражи их нот постоянно возрастали. Харито обрел наконец материальную независимость, но расстаться с семьей Строевых уже не мог, влюбившись в юную дочь Матвея Тимофеевича Татьяну. К этому моменту его отношения с женой окончательно разладились, они практически не общались.

Между тем в огромной киевской квартире Строева поселилась и Надежда Георгиевна Харито с дочерьми, сняв несколько комнат. Матвей Тимофеевич видел в Николае преемника своего театрального дела. Николай и Татьяна переехали в отдельную квартиру, хотя сочетаться официальным браком не могли: Мария Олимпиевна не соглашалась на развод.
Период с 1913 по 1915 год - самый счастливый и плодотворный в недолгой биографии композитора. В это время созданы большинство его лучших романсов, фортепианных пьес, мелодекламаций.
В 1914 году началась мировая война. Из-за болезни легких Николай Харито не прошел медицинскую комиссию и на фронт не попал. 13 февраля 1915 года он вновь восстановился в университете, но получить высшее образование так и не смог: несмотря на заключение медицинской комиссии его все же призвали в армию. В прошении, поданном на имя ректора студентом третьего курса юридического факультета Н. И. Харито, говорится о приеме последнего «1 октября сего года (1916) в Николаевское Киевское пехотное военное училище». 22 марта 1917 года Николай Харито окончил училище и был направлен для прохождения службы на Кубань в город Тихорецк.

Киевская певица Анжела Черкасова более 20 лет изучает жизнь и творчество композитора. Она первая стала выступать с концертными программами, целиком составленными из его сочинений. Трагическую гибель Н. И. Харито Анжела со слов его сестры Надежды Ивановны описывает так:
«В Тихорецке была свадьба, одна из двух сестер-близнецов, Софья Гонсерова, выходила замуж. Ее сестра Вера пришла на торжество с блестящим офицером, бароном Бонгарденом, приехавшим из Петербурга. Женился приятель композитора, его университетский товарищ А. Козачинский.
Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел. Вера, как и все рядом находившиеся дамы, буквально смотрела ему в рот, он же был популярный человек - молодой, красивый! Барон Бонгарден раз увел с собой Веру, второй... Наконец, изревновавшись, пригласил Харито выйти поговорить. Вышли. И, как рассказывали, Бонгарден застрелил его в упор. Смерть была мгновенной».
Это случилось 9 ноября 1918 года - Николаю Харито не исполнилось и тридцати двух лет.

Н.Ширинский

http://www.liveinternet.ru/users/2683749/post97334239/
http://www.bestreferat.ru/referat-96411.html

см.также: http://m-necropol.narod.ru/harito-m.html
http://telegrafua.com/435/history/9160/print
http://www.armtown.com/news/ru/gol/20071018/15713/

Прикрепления: 7697637.jpg(80.9 Kb)
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Суббота, 07.08.2010, 15:44 | Сообщение # 3
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 703
Статус: Offline
Старинное издание нот романса "Отцвели хризантемы" (1915 г.). Буклет в 4 с., 25х33 см. Текст на русском и польском языках. Раритет сберегла и предоставила Ксения Алёшина.

Прикрепления: 4328289.jpg(227.6 Kb) · 5076176.jpg(226.7 Kb) · 3321094.jpg(221.1 Kb) · 8814159.jpg(217.4 Kb)
 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » Николай Харито (К 96-летию романса «Отцвели хризантемы»)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Нина_Данова | Елена_П | НинаПодгорнова | Людмила_А | Евгения_А
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П | Ирина_Ионова | Инна_Ш | Лена_Никитина | Тамара_Капунина | Леня_Симоненко
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2021Используются технологии uCoz