ВНИМАНИЕ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » Из истории романса "Вам 19 лет"
Из истории романса "Вам 19 лет"
МаргаритаДата: Воскресенье, 12.07.2015, 06:54 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1857
Статус: Offline
Из истории романса "Вам 19 лет"

«Вам 19 лет» — романс композитора Бориса Прозоровского на стихи Елизаветы Белогорской.
Талантливый музыкант Борис Алексеевич Прозоровский (1891, 1886 или 1889[2] — 1937) — автор многих романсов. Но он трагически не совпал со временем. Его тонкая интеллигентная музыка оказалась не просто не нужной, но и была признана враждебной в постреволюционное время, требовавшее бравурных маршей.
После октябрьского переворота 1917 года отец композитора помог ему перебраться из голодного и холодного Петербурга в Тифлис (Тбилиси), а там в местной консерватории обучалась студентка, в то время 19-летняя Тамара Церетели. Они познакомились, и начался их творческий союз, перешедший в семейный.
Стихи Елизаветы Белогорской попали к композитору как раз в это время, когда Тамаре Церетели было 19 лет — хотя поэтесса-певица наверняка писала о чем-то своем. Но такое совпадение привело к созданию романса. Композитора наверняка привлекло лишь название стихов: стихи Е.Белогорской грустны и повествуют о несчастной любви, а в жизни Бориса Прозоровского и Тамары Церетели всё тогда складывалось счастливо. В итоге начинающая певица решила забросить учебу в консерватории и начать выступления с сольными концертами — к этому времени Борис Прозоровский уже создал ей определенный репертуар из собственных романсов.
В первом же концерте, прошедшем в 1920 году, выступая с произведениями Бориса Прозоровского, Тамара Церетели впервые исполнила романс «Вам 19 лет». Концерт прошел с огромным успехом — как и все последующие. В 1923 году они порознь, еще не будучи семьей (они позже находились в гражданском браке, по тому времени это было очень модно) переехали в Москву, где продолжили выступления.
Однако счастье оказалось недолгим. Музыка композитора была признана «мещанской», а сам он в 1925 году был на три года выслан из Москвы (хотя и в ссылке продолжал сочинять романсы); приехал в Москву в 1928 году. Казалось, что на этом беды закончены. Тамара Церетели продолжала выступления с произведениями Б. Прозоровского. В 1929 году она записала — среди прочих песней своего репертуара — романс «Вам 19 лет» на пластинку.
Романс «Вам 19 лет» оказался настолько популярен, что другой композитор, Борис Фомин, с которым тоже сотрудничала Тамара Церетели как певица, создал на стихи Я. Каштановой свой ответный романс, получивший название «Нежданным ураганом».
В 1933 году Борис Прозоровский снова был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал. И всё это — за сочинение романсов. В итоге композитор всего пережил три ареста. Уже и так репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям», в ноябре 1937 года он был расстрелян. Романсы Бориса Прозорвского были запрещены к исполнению. Реабилитирован Борис Алексеевич Прозоровский был в 1957 году или, по другим данным, 29 сентября 1989 г..
Трагически сложилась и жизнь Елизаветы Белогорской.
Во время Второй мировой войны Белогорская и Церетели вместе поехали на Кавказ. Белогорская задержалась в Пятигорске, и в это время город заняли немцы, выехать оттуда стало невозможно. Елизавета Белогорская покончила с собой.
Тамара Церетели оставалась на эстраде до 1960 года, много выступала с пианистом Зиновием Наумовичем Китаевым (у них сложились и личные отношения, хотя и не закончившиеся браком), но ее репертуар был сильно ограничен. Она скончалась 3 апреля 1968 года.
Романс «Вам 19 лет» пережил своих авторов. Он широко известен и входит в репертуар многих современных певцов.

http://cyclowiki.org/wiki....%D1%81)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
Олёна_МитинаДата: Воскресенье, 12.07.2015, 21:37 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 446
Статус: Offline
Источник романса, конечно, поэзия. Но инициатива создания романса чаще всего принадлежит композитору. Именно композитор находит хорошие поэтические тексты и сочиняет к ним музыку, соответствующую характеру и содержанию поэзии. Поэтому обычно пишут: «Романс такого-то на слова такого-то». Бывает, правда, что один из соавторов, а то и оба, не известны. Романс живет, он звучал «на ребрах», с магнитофонов,в пародиях (так С.Образцов, сам большой знаток и любитель романсов "протаскивал" их на голубой экран), а имена его создателей оказались стертыми временем или тяжкими обстоятельствами.




Борис Алексеевич Прозоровский написал свыше 60-ти замечательнейших романсов, среди них очень известные : "Вам 19 лет", "Караван", "Мы только знакомы", "Прощай, мой табор", «Вернись, я все прощу», «Мы никогда друг друга не любили», «Плачет рояль», «Газовая косынка», «Огни заката», «Левкои» и другие. Часто они обозначены, как романсы "неизвестных авторов". Вполне возможно потому, что это имя многим неизвестно. Деятели так называемой "пролетарской культуры" приложила все усилия, чтобы это имя было забыто, как и имена многих других талантов.
Композитор прожил короткую и трагическую жизнь. Даже год рождения в разных источниках разный. Даже дата и место смерти тоже точно не известны. То, что мы знаем о Борисе Прозоровском, мы знаем, в основном, благодаря Владимиру Дмитриевичу Абрамову, ветерану Великой Отечественной войны, коллекционеру музыки, человеку, преданному искусству, и страстному поклоннику русского романса.
В. Д. Абрамов обожал творчество Прозоровского и проделал очень большую работу, сопоставляя факты, даты выхода в свет отдельных романсов Прозоровского, поэтические тексты произведений, события в стране. Как кирпичик за кирпичиком, он выстроил фундамент драматической биографии композитора.
Борис Прозоровский - композитор, пианист, аранжировщик, концертмейстер. Родился в Петербурге по одним данным 30 июня 1891 года , по другим данным в 1889 году , по третьим данным в 1886 году, в семье военного врача. Его родители прожили вместе недолго, разошлись, и воспитанием сына занималась мать. Мальчик тянулся к музыке, окружавшей его с детства: он рос под звучание пластинок с голосами А. Вяльцевой и В. Паниной, Н. Плевицкой и А. Давыдова, Н. Поляковой и Ю. Морфесси. Музыкальное дарование Бориса Алексеевича Прозоровского и его тяга к музицированию и сочинительству, проявились в раннем детстве. Но для дворянина стать профессиональным музыкантом было неприлично, и он по настоянию матери и по примеру отца избрал карьеру военного врача.
Еще работая врачом, Борис сочиняет свои первые романсы и в годы Первой мировой войны, точнее в 1916 году (будучи зауряд-врачом батальона лейб-гвардии Волынского полка, дивизионного отряда французского фронта, гвардии резервного полка), публикует пятнадцать из них в сборнике "Песни печали и любви". (Это, пожалуй, одно из самых точных определений романса - Песни любви и печали).




После октябрьского переворота 1917 года Борис Алексеевич перебирается в Тифлис, где он полностью отдается музыке: аранжирует песни и романсы, с успехом выступает как пианист, продолжает сочинять.Вместе с другими музыкантами и артистами организует Клуб Артиста. Наконец-то он вплотную подошел к осуществлению своей мечты — заниматься концертной деятельностью. А для этого нужна была певица. И в 1920 году встретились два человека, созданные друг для друга, родился дуэт, ставший событием музыкальной жизни России того времени.



Тамара Церетели в то время обучалась в тифлисской консерватории , обладала сильным и красивым голосом и очаровательной внешностью, ей в это время было 19 лет, а Борису по меньшей мере 28. С ней и начал готовить концертную программу Прозоровский, в это же время возникла их взаимная любовь, любовь с первого взгляда, драматическая с самого начала. В 1920 году они уже вместе выступают в домах тифлисской интеллигенции, в небольших концертных залах и ресторанах Тифлиса. Их принимают доброжелательно и очень тепло.
Но главное — он сочиняет для нее романсы!
Именно Тамара Церетели дала жизнь на эстраде таким классическим впоследствии вещам, как «Вам девятнадцать лет», «Вернись!», «Летний сад», «Кольца», «Мы только знакомы», «Плачет рояль» и, конечно, знаменитый «Караван». Начались их совместные выступления на вечерах, в салонах, на праздниках. Успех их дуэта был неоспорим.
Много позже Тамара Семеновна в одном из интервью скажет: «Всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант».

http://rusog.ru/vam-19-let-boris-prozorovskij-ebelogorskaya/

Елизавета Борисовна Белогорская - певица и поэтесса.



Выступала на эстраде с исполнением лирических песен. Она работала вместе с Вадимом Козиным в гастрольно-концертном объединении. Ей постоянно аккомпанировал известный эстрадный композитор Борис Иванович Фомин. Кстати, "Дорогой длинною" он написал специально для нее. В программе Козина было несколько номеров на стихи Белогорской: "Ну улыбнись, мой милый", "Вам 19 лет", "В лучах луны". И вот она показала Козину – "Осень, прозрачное утро…" Его сразу же пленило лирическое настроение этих строк, но мелодия пришла не сразу. Несколько дней спустя он распахнул утром окно и увидел ту самую "даль из тонов перламутра". Так родилось это танго...

http://www.bard.ru/html/Belogorskaja_E..htm

Фильм о Б.Прозоровском (в 3 частях) :
http://www.youtube.com/watch?v=56bVRC01Rio
http://www.youtube.com/watch?v=ZKTr4B4s6co
http://www.youtube.com/watch?v=TzDuw_f6teU


Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Понедельник, 13.07.2015, 16:30
 
ВалерияДата: Понедельник, 13.07.2015, 03:20 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 565
Статус: Offline
Спасибо большое, Маргарита и Олена за выложенный материал!
Всякий раз, слыша исполнение этого романса Олегом Евгеньевичем, я пыталась представить себе героиню этого романса( как и героиню романса "Капризная, упрямая" ). Я примеривала к этому образу глубокие глаза разного цвета, разумеется пышный беспорядок волос ... ))) И вот как-то дальше не шло. Не удавалось схватить выражение глаз: ведь оно должно быть и юным и очень женским.
В портрете Тамары Церетели, размещенном в тексте, я, наконец, увидела то, чего так не доставало моему мысленному образу: живое волшебство сложной личности и сами собой вспомнились строки:

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Страница со ссылками на записи романсов в исполнении Тамары Церетели


Не много ль я хочу, всему давая цену, ...

Сообщение отредактировал Валерия - Понедельник, 13.07.2015, 04:13
 
ВалерияДата: Понедельник, 13.07.2015, 22:50 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 565
Статус: Offline
Дорогая Олена, вчера я видела совсем другой портрет Тамары Церетели в вашем тексте. И была очарована им настолько, что написала предыдущий пост. Что с ним случилось? Он не соответствует оригиналу и был помещен случайно? Нельзя ли дать на него ссылку? Очень бы хотелось узнать имя художника, написавшего ту прелесть

Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
 
Олёна_МитинаДата: Вторник, 14.07.2015, 00:01 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 446
Статус: Offline
Валерия, я столкнулась с тем фактом, что интернету нельзя доверять, каждый факт надо перепроверять. Этот замечательный портрет нашла на 2 сайтах, посвящённых творчеству Тамары Семёновны Церетели. Видимо внешнее сходство певицы и девушки на портрете ввело в заблуждение хозяев сайтов и меня тоже. Сегодня утром решила узнать, кто же нарисовал этот замечательный "портрет Т.Церетели"... и нашла... Перуанский художник ALBERT LYNCH (1851-1912) PORTRAIT OF A YOUNG WOMAN.



Очень сожалею о своей ошибке. Но ещё больше сожалею о том, что нет портрета юной Т.Церетели-в её 19 лет (и вообще портретов певицы немного)... Почему-то хочется думать, что они всё-таки похожи.
 
АннаСДата: Вторник, 14.07.2015, 00:19 | Сообщение # 6
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 336
Статус: Offline
Цитата Олёна_Митина ()
Перуанский художник ALBERT LYNCH (1851-1912) PORTRAIT OF A YOUNG WOMAN.

Линч - яркий представитель ар-нуво, так что стихи про "темную вуаль" его портретируемых достаточно точно описывают.
Вот интересный материал о нем
http://www.liveinternet.ru/users/4554783/post280023261/
http://art.mirtesen.ru/blog/43573639441/Albert-Linch


Анна

Сообщение отредактировал АннаС - Вторник, 14.07.2015, 01:32
 
АннаСДата: Пятница, 14.08.2015, 00:02 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 336
Статус: Offline
Тамара Церетели родилась 14 августа 1900 года. Так что сегодня - круглая дата, 115 лет со дня рождения певицы.




( Вадим Козин и Тамара Церетели. 1960 год)
http://www.russian-records.com/print.php?image_id=21187&l=english
"Не говорите мне о нем" ( с пластинки 1939 года)
http://www.youtube.com/watch?v=r5EyLupc1_8
Прикрепления: 5041703.jpg(159Kb) · 9332499.jpeg(77Kb)


Анна

Сообщение отредактировал АннаС - Пятница, 14.08.2015, 10:59
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Вторник, 25.08.2015, 10:38 | Сообщение # 8
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 684
Статус: Offline
Дискуссия о лисах и их роли в концертной жизни выделена в другую тему: http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/48-2923-1
 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » Из истории романса "Вам 19 лет"
Страница 1 из 11
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Татьяна_Соловьёва | Маргарита | Ада | Елена_П | Вера_Александровна | НинаПодгорнова | Наталья_К | Юлия_Михайловна | Людмила_Ш | София_Перлина | Алина_я | Галина_Семеновна | Галина_Д | Людмила_А | Вера_Ш | ирина_смирнова | Евгения_А
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Маргарита | Наталья_К | Вера_Александровна | Инна_И | Ада | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва | Ольга_Васильевна
Новые участники:  | anna92 | Айнурка | валентина-латанова | Kristina_F | Дарья_Сергеевна | Фотина | Настурция | леночка_телковская | Анна_С | Евгения_А
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz