ВНИМАНИЕ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » "Не уходи, побудь со мною..."
"Не уходи, побудь со мною..."
АдаДата: Понедельник, 25.05.2009, 20:30 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1063
Статус: Offline
С Московского Форума поклонников творчества Олега Погудина

софи (С.Петербург) 20 декабря 2004 г.

"НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЮ..."

О создателе этого известного в прошлом, да и в наше время, чарующего романса, а также порядка 165 различных салонных и цыганских романсов и других музыкальных творений, издававшихся ранее в России огромными тиражами, композиторе Николае Владимировиче Зубове, к сожалению, мало что-либо известно сегодня не только широкому кругу любителей музыки, но и музыковедам.

Восполнить этот досадный пробел несколько лет назад взялась его двоюродная правнучка Нина Владимировна Лукина, геолог по профессии. В 1995 году Нине Владимировне попал в руки семейный архив, в котором она обнаружила, помимо родословного древа, письма, стихи, пьесы, ноты своих родственников. Среди них оказалось несколько музыкальных произведений Н.В.Зубова, в числе которых был романс "Не уходи, побудь со мною...", созданный композитором в 1899 году и посвященный известной русской певице Анастасии Вяльцевой. Из данного архива Нина Владимировна также узнала, что стихи к этому романсу написал не поэт Михаил Пойгин, как считалось, а лично сам композитор.

Среди формулярных списков дворян Российского Государственного исторического архива Н.В.Лукиной удалось найти один, принадлежащий и Н.В.Зубову. Из него выяснилось, что будущий композитор родился 22 июля 1867 года в семье губернского секретаря Владимира Алексеевича Зубова. Его детство прошло на Вологодчине, в замечательно красивых местах на берегу реки Масляная в имении деда Алексея Александровича Зубова. Из этого списка удалось также узнать, что Н.В.Зубов "... выдержал экзамены при Александрийском кадетском корпусе для лиц, желающих поступить вольноопределяющимся 3-го разряда: явился к исполнению воинской повинности и зачислен в ратники ополчения 2-го разряда в 1888 г.; определен на службу в канцелярию Санкт-Петербургского градоначальника писцом в 1889 г.; и назначен канцелярским служителем 2-го разряда той же канцелярии в 1892 г. ..."

Н.В.Лукиной удалось уточнить, что Н.В.Зубов создал свой первый романс в 1893 году, а вот последний его романс относится к 1906 году. Сильное влияние на музыкальное мировоззрение Н.В.Зубова оказывали его родственники и особенно его двоюродный брат - певец Михаил Зубов, выступавший в течении семи лет на сцене "Ла Скала" в Италии, а затем на сценах Киевской, Одесской и Харьковской опер. Сам же Н.В.Зубов создавал, в основном, свои романсы, как на стихи российских поэтов, так и на свои собственные. Помимо романсов большое место в его творчестве занимали фортепьянные миниатюры, а вот в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, он написал вальс "Скорбная лира", посвященный памяти великого русского поэта.

В конце 1890-х годов известная певица Анастасия Вяльцева начинает все больше завоевывать признание у публики как исполнительница старинных русских и цыганских романсов и песен. По мнению ее современников, певица была ослепительно красивой и обаятельной женщиной, ее фигура была тонка, изящна, она всегда имела обворожительную улыбку... А.Вяльцева обладала не только красивым голосом, но и блестящим театральным мастерством, выражавшимся в слиянии "мелодии" и слов, музыки и сценического жеста, точной актерской интонации и фразировки...

В 1899 году Н.В.Зубов, очарованный А.Вяльцевой, создает и посвящает ей свои романсы "С тобой вдвоем", "Под чарующей лаской твоею...". С той поры вся дальнейшая его жизнь и творчество были всецело подчинены захватывающему его чувству. Имено в это время, в 1899 году, им был создан самый известный романс "Не уходи, побудь со мною...". На протяжении же шести лет, а именно с 1899 по 1905 год, почти все романсы Н.В.Зубова носят исключительно интимный характер и посвящаются А.Вяльцевой. Все эти романсы стали, по мнению специалистов, шедеврами российской любовной лирики. Н.В.Лукина предполагает, что композитор создал и посвятил А.Вяльцевой 22 романса. Последний из этой серии романс "Я хотел бы тебя забыть" был создан Н.В.Зубовым, когда певица уже уехала на Дальний Восток к раненому на русско-японской войне Бискунскому, ставшему впоследствии ее мужем. После этих событий, а именно с 1906 года, Н.В.Зубов перестал создавать свои музыкальные произведения. Н.В.Лукина предполагает, что в это время он либо скончался, либо угас как композитор.

Н. ФИЛИПЕЦКИЙ
(источник не указан)

 
НинаДата: Воскресенье, 20.09.2009, 20:02 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
Ада Вениаминовна, с Вашего позволения сделаю дополнение. В статье Е. Семеновой много интересных деталей, да и вообще мне представляется важным собрать как можно больше информации о романсах и песнях из репертуара Олега Погудина, даже если интерпретация того или иного романса или песни будет разной. Это, я думаю, будет интересно.

Итак:

"ПОБУДЬ СО МНОЙ": Н. ЗУБОВ и А. ВЯЛЬЦЕВА

Елена Владимировна Семёнова

Посвящается Л. Серебренникову, в программе которого «Романтика романса» автору впервые привелось услышать имя Николая Зубова...

В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей.

Это стихотворение А.А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.
Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!

Этот романс прославил Вяльцеву. О своём триумфе она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею».
Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам. Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.
Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов Императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой. Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею. Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», который до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М.П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи. В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил…»:

Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.

Еще одна моя мечта –
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности... Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому. Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска. Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова. Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней. Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.
Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война...

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя. Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.
Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…». Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет...

Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар». Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вагон держали на запасных путях и прицепляли к пассажирским составам по заявкам матери певицы Марии Тихоновны, которая сопровождала дочь во всех поездках, помогая во всём, обеспечивая отдых, охраняя от слишком ретивых поклонников. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России». Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст... Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него - маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

Несмотря на насыщенный гастрольный график, Анастасия Дмитриевна была прекрасной женой и хозяйкой. Детей у неё не было. Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.
В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась. Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года. В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев. Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины...

© Copyright: Елена Владимировна Семёнова, 2009
Свидетельство о публикации №1907110328

http://www.proza.ru/2009/07/11/328

Сообщение отредактировал Нина - Воскресенье, 20.09.2009, 20:05
 
Наталья_КДата: Пятница, 07.09.2012, 20:43 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1726
Статус: Online
Небольшое дополнение к интересным рассказам о Николае Владимировиче Зубове.

"Богато одаренный музыкальностью от природы, он тем не менее не получил никакого специального образования, музицируя дома, как это и принято было в дворянских семьях. Известно, однако, что Н. Зубовым в разное время было сочинено и издано около ста прекрасных романсов и фортепьянных произведений. Многие из них - более двадцати! - композитор посвятил Вяльцевой - предмету своего давнего и почтительного обожания. Думаю, что читателю будет интересно ознакомиться с длинным перечнем вяльцевских романсов Н. Зубова.

Без любви жить не могу (Н. Мурзич)
Быть может (Н. Зубов)
Вы полюбить меня должны ((N.N.)
Дай забыться (Н. Зубов)
Догадайтесь сами (Н. Лохвицкая-Бучинская)
И не могу, и все люблю (А. Маттизен)
Люблю я, люблю я! (А. Маттизен)
Не звезды в час волшебной ночи (М. Бродский)
Не зови, не приду я в объятья (П. Галенковский)
Не уходи, не покидай (М. Пойгин) (вероятно, из-за этого романса и возникла путаница, т. к. в нотных сборниках, а, возможно и в поэтических романсовых, название того и другого, а также романсов других авторов со схожими сюжетами, иногда дается кратко - "Не уходи" - Н.К.)
Ночные думы (А. Маттизен)
О, милый мой, в твоей я власти (М. Пойгин)
О, не смущай меня (Н. Лохвицкая-Бучинская)
Побудь со мной (N.N.) (Странно, что в списке автор неизвестен, а дальше приводятся тексты нескольких романсов и автором слов указан Н. Зубов - Н.К.)
Под покровом таинственной ночи (А. Долгов)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)
Прочь печаль и сомненья (Е. Попова)
Пусть это сон (А. Маттизен)
Расступись, честной народ... (Я запела, всех чаруя) (В. Платонов)
Снова со мной ты (N.N.N.)
С тобой вдвоем (М. Пойгин)
Я все жду (В. Платонов)
Я хотел бы тебя забыть (Н. Зубов)

И замыкает список "крик души" Зубова - романс "Я тебя бесконечно люблю" (В. Мятлев)."

В список не вошли еще несколько романсов Н. Зубова из репертуара Вяльцевой, но не имеющие посвящения.

На мое плечо головкой (Н. Зубов)
Люблю ль, люблю ль (А.М.)
Молчи! (Н. Зубов)

В дискографии Вяльцевой приведены еще романсы Н. Зубова, записанные на грампластинки.

Жажду свиданья (Н. Зубов) (в список не включен - Н.К.)
Опьянела (Н. Мурзич) (в список не включен - Н.К.)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)

Из книги В Сафошкина "Под чарующей лаской твоею", посвященной жизни и творчеству Анастасии Вяльцевой (М,, Эксмо-пресс, 2001).

Но романс "Не уходи, побудь со мною" стал коронным номером не Вяльцевой, а Вари Паниной, исполнявшей и другие романсы Н. Зубова.

Строки из романса "Не уходи. Побудь со мною, я так давно тебя люблю" Александр Блок, увлекавшийся романсами, взял эпиграфом к стихотворению "Дым от костра струею сизой" (1909 г.), которое, как мне кажется, "освещает" вечерним светом зари и сам романс.


Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари - покрыл меня.

Все, все обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест...

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой -
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой -
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом - в алый круг.



И большая просьба ко всем, кто пишет программы концертов, исправить авторство романса.
Прикрепления: 6613462.jpg(50Kb)


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)

Сообщение отредактировал Наталья_К - Пятница, 07.09.2012, 20:44
 
КсенияДата: Суббота, 08.09.2012, 14:47 | Сообщение # 4
Группа: Заблокированные
Сообщений: 116
Статус: Offline
Здорово. Класс
 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » История песни » "Не уходи, побудь со мною..."
Страница 1 из 11
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Юрий_Ермолаев | Елена_Фёдорова | Стелла | Татьяна_Соловьёва | Ольга | Маргарита | Ольга_Васильевна | Ада | Натали | Алиата | Елена_П | Вера_Александровна | Наталья_К | ТатьянаМ | Юлия_Михайловна | Татьяна_Киселева | Ирина_ВЛадимировна | Ольга_Макеева | Людмила_Ш | ТаисьяСафронова | Лана | София_Перлина | Алина_я | Вера_Андреева | Марина_Л | Людмила_В | Наталья_Р | Галина_Д | Людмила_А | Mashasoync | Людмила_Тимошенко [Полный список]
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Маргарита | Наталья_К | Вера_Александровна | Инна_И | Ада | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва | Ольга_Васильевна
Новые участники:  | Mashasoync | anna92 | Айнурка | валентина-латанова | Kristina_F | Дарья_Сергеевна | Фотина | Настурция | леночка_телковская | Анна_С
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz