ФОРУМ ПЕРЕВЕДЕН В РЕЖИМ "ТОЛЬКО ЧТЕНИЕ" (подробности)
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва, Наталья_К 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Интересные материалы о духовной и культурной жизни » О книге Ларисы Васильевой "Евдокия Московская"
О книге Ларисы Васильевой "Евдокия Московская"
МаргаритаДата: Четверг, 07.03.2013, 16:25 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1856
Статус: Offline
Жизнь и житие

ПИСАТЕЛЬ У ДИКТОФОНА ("Литературная газета" №7-2013)



Наш постоянный автор, писательница Лариса Васильева рассказывает о своей недавно увидевшей свет книге «Евдокия Московская» (М.: Бослен, 2012)

– Лариса Николаевна, расскажите о вашей героине.

– Она – Евдокия Московская, первая известная кремлёвская жена. Великая женщина, четыре столетия назад причисленная к лику святых с именем преподобной Евфросинии.

Я много лет жила с чувством обиды за эту женщину, и всё, что собирала о ней, считала необходимым рассказать людям. Несколько раз выступала в прессе, но это проходило незамеченным. А ведь она была женой Дмитрия Донского, един ственной, любимой, матерью двенадцати детей. Именно она после жестокого пожара вместе с мужем отстроила каменный Кремль. Её заботами в Московском Кремле утвердилось престольное место.

Евдокия Московская – владимиросуздальская княжна. В марте во Владимирском музее должна состояться выставка, посвящённая ей. Всё, что с нею связано, – великое. Я строила книгу так, чтобы она стилистически отчасти напоминала то время. О Евдокии Московской известно мало, поэтому в книге есть предположения, разночтения. Есть глава «Краплёный календарь», где рассказывается о том, как прошла вся её жизнь. Календарь этот составлял Феофан Петрович Греков, который очень любил память о Евдокии. Она исцелила его слепоту. Даты её жизни в какой-то степени под вопросом. Также неизвестно, когда была свадьба. Существуют две даты. Где была свадьба? В Коломне. Почему в Коломне? Потому что в Москве из-за пожарища невозможно было устроить торжества. Дмитрий Донской привёз жену на пепелище. Но это была любовь! Такой любви наша история не знала. Были необходимые женитьбы-замужества по тем или иным престольным причинам. А у Дмитрия Донского и Евдокии Московской – семейное счастье. Подлинная огромная семья. Двенадцать детей.

У нас теперь празднуется День семьи. Хорошо, конечно, хоть однажды в году этому дню всё внимание. Но – сегодня День семьи, а завтра что? А вчера что? Такая подчёркнутая заданность подходит профессиональному празднику: День шахтёра, День металлурга, а семья не профессия. Семья – состояние общества в больших и малых долях. Я ничего не имею против Петра и Февронии и этого странноватого сказания(познакомилась с ним в восемнадцать лет), но в разных городах страны ставить памятники в честь Дня семьи двум бездетным монахам… Удивительно! Ведь семья – прежде всего дети. Продолжение рода – главное на этой Земле. Поэтому, когда семью Евдокии Московской и Дмитрия Донского забывают, обидно. Спрашиваю человека, ныне очень верующего, в прошлом – коммуниста, помогающего восстанавливать храм Дмитрия Донского: «Придел Евдокии Московской там будет?» Он: «А кто это такая?» К сожалению, о ней по новой узнали недавно. Вырос в Москве в Котлах храм преподобной Евфросинии. Там чудесный священник, отец Алексей Ладыгин. Появился посвящённый ей поклонный крест в Москве. На кресте её изображение. Я возражала по этому поводу только потому, что считаю: на кресте может быть только Христос, так меня воспитали.

Если крест посвящён кому-то, то об этом должна говорить табличка.

– А какова реакция на книгу в церковных кругах?

– Я не просила благословить книгу. О реакции в церковных кругах ничего не знаю. Думаю, найдутся священнослужители, готовые понять меня, тем более что уже вышла освящённая в храме книжка, посвящённая преподобной Евфросинии… В предисловии я сформулировала так: «Не претендуя на воцерковлённость, но находясь в границах православного вероисповедания, написала я эту книгу с ощущением бескрайности Богоприсутствия в Природе Земли и Неба, а также в природе отношений между людьми». Если начну просить благословения, то не смогу написать, например, как умирал Дмитрий Донской, как прощался со своей женой. Он попросил оставить их наедине и последний свой выдох отдал ей в поцелуе.
– Правда ли, что Евдокия Московская обладала способностью к целительству?
– Да, Евдокия Московская действительно чудотворица, она исцеляла слепых и слабовидящих. В Москве, в каждом более-менее культурном доме, до революции была её икона. Особенно там, где жили слепые и слабовидящие. Сейчас мало в каком храме найдёшь икону преподобной Евфросинии Московской. Казалось, память о ней после революции была убита, но она жива. Чудеса от преподобной Евфросинии на протяжении столетий были нередки. Она не спасла двоих своих внуков, двоюродных братьев, от ослепления, но обоим дала дар ясновидения. Она помогала своей тёзке Евдокии Стрешневой быть достойной женой Михаилу Романову. Когда пришёл Наполеон, Москва горела, а в Кремле пожара не было. Люди рассказывали, что над Кремлём летает то ли белая женщина, то ли белое облако. Какое-то было сияние. Она оберегает Кремль Оттуда. Так говорили люди. Они в это верили. И очень любили её за то, что была многодетной матерью и преданной женой великого полководца.

Особенная судьба Евдокии Московской была ей предсказана. В Суздаль пришёл монах Евфимий, стал строить монастырь при поддер­жке дяди и отца княжны Евдокии. Когда она девочкой ходила туда, Евфимий говорил, что её ждёт великое будущее.

Рождение Евдокии описывается в книге с пониманием чудесного в жизни. Мать её, по дороге из Суздаля во Владимир, родила мёртвого ребёнка. Попросила слугу взять узелок и отнести в храм к иконе Богородицы «Владимирской», отстоять службу. Вдруг узелок зашевелился, раздался писк… Конечно, это легенда, но к каждой легенде нужно относиться осторожно, тем более что мы почти сто лет прожили без веры в чудо...

Евдокия никогда не болела. У неё были необычайной красоты глаза. Любила сидеть на заднем дворе, слушать странников и странниц. Однажды слепая странница подползла к ней и утёрла себе глаза краем её одежды. На следующий день странница почувствовала себя прозревшей.

Во время Куликовской битвы Евдокия Московская незримо присутствовала там, в отрогах битвы. Когда Дмитрий упал с коня и полз, ему казалось, что она его несёт… Дмитрий Донской был ранен, ему в рану заползло какое-то существо типа тарантула. С этого времени Дмитрий болел. Жена определяла по детям, как он теряет силу. Старшие сыновья были сильные, мощные, а младшие – по убывающей – всё слабее и слабее…

Легендарность Евдокии Московской связана с её чудотворством. В те времена в чудо верили значительно больше, чем сейчас. Чудеса – это знаки судьбы. Если ты споткнулась, подумай – что ты сделала не так? Может, не стоит идти туда, куда ты собралась?

– Как к вам пришло желание заниматься Евдокией Московской? Когда?

– В 1964 году. Интересовалась историей и в одной из дореволюционных книг встретила это имя. Читала, как праздновался день её упокоения в 1907 году, его инициировала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая к тому времени была монахиней, возглавляла Марфо-Мариинскую обитель и, как очень образованный человек, понимала значение первой кремлёвской деятельной жены. Тот праздник был пышным, с участием императора и императрицы, которые, как и Елизавета Фёдоровна, через десять лет были уничтожены большевиками.

Я жила, зная о Евдокии Московской, но не знала, что она так прочно забыта временем. Ведь как с ней, время не обошлось ни с кем. Почему? Потому что она жила в Кремле, была его хозяйкой. Она строила Вознесенский монастырь, храм святой Екатерины, храм Рождества Богородицы.

– Так наоборот её должны были чтить…

– То, что она сделала для Кремля, в новом времени мешало и раздражало.

Кстати, Евдокия и Дмитрий – родственники. Дальние. Она ему четвероюродная племянница. Общий предок – Александр Невский. У него были две жены – Александра и Васса. От Александры пошла ветвь Дмитрия Донского, а от Вассы – Евдокии Московской. Их встреча была необыкновенной, предсказанной. Она ходила к иконе Богородицы «Владимирской». Говорила с нею. Рассказывала себя. И ей казалось, что Богородица слышит её. Однажды, когда она молилась, из очей Богородицы в её очи полыхнуло. Она приняла свет в себя и только потом поняла, что это был Божественный Свет. В тот день, когда она вернулась из храма домой, во дворе своего дворца услышала топот. Подошла к окну. Увидела трёх всадников. Но заметила одного. Он был в центре – Дмитрий. Он приехал к её отцу. Поднял голову, они встретились взглядами, и часть света от Богородицы из очей Евдокии перелилась к нему. Когда Дмитрий рассказал об этом своему духовнику, митрополиту Алексию, тот взволновался. Сказал, что если всё дей­ствительно так и было, то это знак и Дмитрия ждут необычные события в жизни. Отец Евдокии вскоре отдал Дмитрию золотой ярлык, сказав – Москва сейчас сильнее Владимира, правь! – и предложил ему в жёны свою дочь. Дмитрий сразу согласился, понял, речь идёт именно о Евдокии.

У семьи Дмитрия и Евдокии – исторический факт – было удивительное окружение: не лживые придворные, а великие монахи – Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Фёдор Симоновский, все сколько-нибудь заметные святые старцы. Они составляли окружение княжеской пары. Крестили их детей. Благословляли на воинские подвиги и мирные деяния. Детей Евдокии крестили Савва Сторожевский и Сергий Радонежский. И Дмитрий, и Евдокия не чуждались никакого чуда.

Княгиня Евдокия, когда начинаешь вдумываться, очень многое в своей жизни сказала. Например. Ответила, почему Господь Бог не спас Андрея Боголюбского. – Спас. Дал ему во искупление грехов такую земную смерть, что Андрей очистился и стал святым…

Она просила Дмитрия подгадать так, чтобы Куликовская битва пришлась на день Рождества Богородицы. Так и случилось.

Наверно, ошибкой Евдокии стало то, что она пообещала Витовту Литовскому, который пригрел её старшего сына, женить своего Василия на его дочери. И с этого во властных структурах начались многочисленные ошибки. Если проследить за многовековой кремлёвской жизнью, а потом и за зимнедворцовской, то там случилось очень много тяжёлого, страшного...

– Известно, что Евдокия Московская строила кремлёвские храмы. Как у неё появилась идея построить Вознесенский монастырь?

– Она искала место, где люди могли бы молиться о павших в бою. Однажды, прогуливаясь по кремлёвской стене, Евдокия увидела невдалеке какое-то полуразрушенное строение. Это были остатки бабьего городка. Когда войско Тамерлана преследовало группу женщин, они кинулись к Кремлю. Их не пустили. Они быстренько срубили городок, там закрылись и спаслись. И Евдокия решила, что бабий городок должен быть в Кремле. Бабий городок свяжет Кремль с окружающим миром. Она же построила храм «Рождества Богородицы». А также храм, посвящённый Святой Екатерине. Все в Кремле.

Сегодня в Кремле нет следов его созидательницы преподобной Евфросинии, великой княгини Евдокии Московской. Но если есть возможность хоть частично вернуть туда эту семейную пару, лучше будет всем.

Нельзя также забыть особого подвига Евдокии Московской, когда она, опасаясь нашествия на Москву Тамерлана, попросила сына своего, великого князя Василия, принести из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор икону Богородицы «Владимирской», к которой Тамерлан не подступится.

Икону несли с плачем и надеждами. Встреча иконы, в присутствии княгини Евдокии, состоялась на краю Кучкова поля, где ныне стоит Сретенский монастырь.

И унесли великую Гостью с крест­ным ходом в Успенский собор Кремля. И с соединением каменного Успенского собора с иконой Богородицы «Владимирской» образовалось престольное место, где венчались с тех пор все великие князья, цари и императоры, вплоть до Николая Второго.

Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА

Интервью опубликовано в "Литературной газете" № 7-2013г.

http://www.lgz.ru/article/20918/
Прикрепления: 4746346.jpg(9Kb) · 2293406.jpg(50Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Четверг, 07.03.2013, 18:58
 
ЕленаДата: Пятница, 08.03.2013, 05:52 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 135
Статус: Offline
Маргарита, спасибо за интереснейший материал! Замечательный подарок к сегодняшнему дню!
 
Наталья_СДата: Пятница, 08.03.2013, 11:10 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1036
Статус: Offline
Маргарита Петровна, спасибо! Благодаря Вам узнала об этой удивительной женщине.
 
МаргаритаДата: Пятница, 08.03.2013, 18:02 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1856
Статус: Offline
Дорогие друзья, я рада, что вас заинтересовал этот образ замечательной женщины в нашей истории.

Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
ЕленаДата: Суббота, 09.03.2013, 09:03 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 135
Статус: Offline
http://kxena.diary.ru/p163942035.htm?oam
Мне стало немного обидно за Петра и Февронью:-),как же им без детей? Похоже были и дети, и внуки.
 
МаргаритаДата: Суббота, 09.03.2013, 14:53 | Сообщение # 6
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1856
Статус: Offline
Елена!
В статье "Испытания для Петра и Февронии" Алексея Беглова ("Православие и мир") есть слова:
"Мы ничего не знаем о том, были ли дети у святых супругов. Возможно, устное предание просто не донесло сведений об этом до Ермолая-Еразма. И все же примечательно, что он сам не воспользовался никаким фольклорным образом, не стал фантазировать на эту тему, вообще не касается ее ни единым словом. Для него и его повествования о христианском браке это обстоятельство из жизни его героев не имеет значения. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно это — смысл и назначение его".
http://www.pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-i-fevronii/
Мнение Ларисы Васильевой - это только ее личное мнение.
И я согласна с автором статьи о Петре и Февронии в том, что главным в христианском браке есть взаимная любовь и святость его.
Но вместе с тем я благодарна Ларисе Васильевой за то, что она рассказала о христианской семье Дмитрия Донского и Евдокии Московской.
Мне захотелось прочесть эту книгу.


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 09.03.2013, 14:57
 
ЕленаДата: Воскресенье, 10.03.2013, 04:40 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 135
Статус: Offline
http://www.esosedi.ru/onmap....ex.html
Поклонный крест Евдокии Московской.
У меня, как и у автора статьи, возникли вопросы по поводу поклонного креста. Но фотография меня успокоила.
Крест стилизован под ореол, нимб. С этикой и эстетикой все в порядке (на мой взгляд).
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Интересные материалы о духовной и культурной жизни » О книге Ларисы Васильевой "Евдокия Московская"
Страница 1 из 11
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Елена_П | Наталья_К | Юлия_Михайловна | Ольга_Макеева | Людмила_Ш | Ольга_Москва | Furibrenrit | RodneyZer | Людмила_А | Елена_Д | ArthuzMa | ArthudFes | Евгения_А | anna92
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Маргарита | Наталья_К | Вера_Александровна | Инна_И | Ада | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва | Ольга_Васильевна
Новые участники:  | anna92 | Айнурка | валентина-латанова | Kristina_F | Дарья_Сергеевна | Фотина | Настурция | леночка_телковская | Анна_С | Евгения_А
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz