Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Православная страничка » Икона в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
Икона в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
Татьяна_СоловьёваДата: Суббота, 14.03.2009, 01:36 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 943
Статус: Offline
Олег Погудин не только певец, актёр, поэт, музыкант, но прежде всего - творческая личность. Своим творчеством он даёт нам не только возможность соприкоснуться с прекрасным, но и возрождает лучшие традиции вокального искусства, сохраняет слово великих русских поэтов, способствует духовному воспитанию. Его концертная программа, посвящённая Михаилу Юрьевичу Лермонтову, является одной из самых редкостных в современном сценическом искусстве. Она интересна и любима многими его слушателями. Кто слышал в концертном зале хоть один раз программу "Лермонтов" в исполнении Олега Погудина, у того обязательно возникнет желание заглянуть в томик Лермонтова. Наверно поэтому захотелось поделиться тем, что интересно мне самой:

«Шел 1814 год, Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встречала победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта.» Бабушка с вниманием и трепетом относилась к образованию и воспитанию внука. «Она отличалась особым благочестием. Вместе с ней поэт с детства посещал храмы и монастыри.» Образ Марии Египетской, которая считалась святой покровительницей его матери особо почитался в семье.


Андрей Критский и Мария Египетская

«В имении Тарханы, в 12 саженях от барского дома расположена церковь, придельная теплая… освящена в 1820 году во имя Марии Египетской". Церковь сохранилась с лермонтовского времени и была действующей до 1925 года.


Тарханы. Дом, где прошло детство М.Ю.Лермонтова и церковь Марии Египетской.

"По сохранившимся документам воссоздан интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.


Внутреннее убранство церкви Марии Египетской

Церковная обстановка и документы эпохи вводят в круг событий и лиц, с которыми знакомила церковь будущего поэта. С 1626 по 1840 г, церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к "слову Божьему"

Позднее в романе «Вадим» Лермонтов описал


Нижнеломовский Казанский Богородицкий монастырь Пензенской губернии:

«…на полусветлом небосклоне рисовались зубчатые стены,башни и церковь, плоскими черными городами, без всяких оттенок; но в этом зрелище было что-то величественное, заставляющее душу погружаться в себя и думать о вечности, и думать о величии земном и небесном, и тогда рождаются мысли мрачные и чудесные, как одинокий монастырь…»

В поэтическом изложении у меня зазвучало так:

… На полусветлом небосклоне,
Виднелся он. В лучах заката
Рисунок тёмных стен зубчАтых
Был словно чёрный плоский град
Церковных башен и оград.
Величественный сей хранитель,
Святой приют, Любви обитель…

«Монастырь этот «был основан в середине XVII века казаком Алексеем Набоковым, которому явилась икона Казанской Божией Матери:

В монастыре хранились две чудотворные иконы – упомянутая Казанская и образ св. Иоанна Крестителя. В дореволюционном описании русских монастырей говорится, что эти две иконы привлекают в обитель множество богомольцев. Летом чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии. В июле совершался крестный ход с ними из Нижнего Ломова в Казанский монастырь. В монастыре было четыре храма, управлял им архимандрит, келию которого также описывает Лермонтов…»

Продолжение следует …

Прикрепления: 3684963.jpg(22.8 Kb) · 8451603.jpg(19.8 Kb) · 2774652.jpg(24.8 Kb) · 0225917.gif(44.9 Kb) · 2686445.jpg(4.3 Kb) · 0232873.jpg(2.7 Kb)


Сообщение отредактировал Татьяна_Соловьёва - Воскресенье, 15.03.2009, 21:40
 
Татьяна_СоловьёваДата: Воскресенье, 15.03.2009, 14:45 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 943
Статус: Offline
В Нижнеломовский монастырь приезжала бабушка будущего поэта за разрешением на строительство в Тарханах нового каменного храма во имя Михаила Архангела. С нею путешествовал и маленький Миша.


Тарханы. Храм Михаила Архангела

«О том, какие иконы окружали Лермонтова в детстве, можно судить по поздним воспоминаниям П.К. Шугаева. Он пишет: «Тот образ Спаса Нерукотворенного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь Архангела Михаила, произнеся при этом: "И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а Он все-таки его не спас". В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста». Можно быть уверенным, что перед этим образом молилась не только бабушка, но и ее маленький внук. Возможно, в романе «Вадим» Лермонтов описывает именно эту икону Нерукотворного Спаса, художественно переместив его из бабушкиной образной в храм еще до того, как это случилось в действительности.
Из воспоминаний Шугаева можно узнать и другие подробности об этой иконе: «В этой-то церкви (Архангела Михаила) и имеется тот образ Спаса Нерукотворенного, возле клироса на правой стороне, в вышину и ширину немного менее одного аршина, замечательной древней живописи и в не менее оригинальной и замечательной серебряной ризе, внизу которого золотыми буквами значится надпись на древнегреческом языке, в переводе означающая: "Святой с нами Бог"» Итак, образ был древний, в замечательном окладе, он был, возможно, греческого письма, и установили его не в иконостасе, а на стене, либо в отдельном киоте возле правого клироса. Но, конечно, этого Лермонтов видеть уже не мог.


Тарханы. Алтарная часть храма Михаила Архангела

В том же храме, как вспоминает Шугаев, «в алтаре, на правой стороне, имеется образ Василия Великого замечательно древней художественной работы, но без ризы, прежде принадлежавший, как мне передавали, еще отцу Михаила Васильевича Арсеньева, также пожертвованный Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Около левого клироса есть образ апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной» . Здесь опять можно предположить, что Лермонтов в детстве мог молиться перед образом святителя Василия Великого; эта икона принадлежала прадеду Лермонтова по матери, которого звали Василием, и была перенесена из дома в храм позже. И, наконец, древний образ апостола Андрея Первозванного, тоже домашний моленный образ Арсеньевых, переданный в храм по завершении ее строительства."

Продолжение следует...

Прикрепления: 8678906.jpg(13.9 Kb) · 5718508.jpg(12.4 Kb)


Сообщение отредактировал Татьяна_Соловьёва - Воскресенье, 15.03.2009, 14:56
 
Маргарита_НДата: Воскресенье, 15.03.2009, 17:47 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Татьяна, спасибо!
Тема интересная, в этом аспекте публикаций совсем не много, будем ждать продолжения!
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Понедельник, 16.03.2009, 16:29 | Сообщение # 4
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Таня, присоединяюсь! Действительно интересный материал.

Но вообще, взаимосвязь собственной духовной жизни (основанной, в том числе, и на полученном в детстве религиозном воспитании) с творчеством поэта - не столь прямолинейна и очевидна. Как, впрочем, и вообще у большинства наших великих художников.

С одной стороны, несомненно, религиозные мотивы можно проследить в очень многих стихотворениях и поэмах Лермонтова. С другой - он, как и другие выдающиеся люди его времени, к сожалению, не всегда глубоко вникал в само церковное учение, воспринимал его скорее лишь с эстетической и нравственной стороны, нежели сущностно, мировоззренчески.

Например, если посмотреть внимательнее на чудесное, изумительное стихотворение "Ангел" (и соответствующий романс, который есть в репертуаре Олега Погудина) - оно очень художественно, возвышенно, трогательно, в душевном плане - просто само совершенство... Но духовная составляющая - неточная, неправославная: фактически в нем излагается идея о "предсуществовании душ", которая была отвергнута и осуждена Церковью еще более чем за тысячелетие до рождения Михаила Юрьевича, как ложное и произвольное мнение, не основанное на Св. Писании...

К сожалению, в России XIX века в обычных учебных заведениях хоть и преподавались церковные дисциплины (и даже в обязательном порядке), но такие предметы, как история Древней Церкви, догматическое и сравнительное богословие, тем более - писания Св. Отцов - были практически недоступны мирянам. Сколько-нибудь глубоко с ними могли познакомиться только воспитанники духовных семинарий и академий, да и то не всегда. В то же время в художественной литературе широко гуляли, причудливо вплетаясь в сюжеты произведений и представления героев, самые разные верования. В том числе - еретические, искаженные и абсурдные, заимствованные сложными путями из европейского хаотического менталитета, размахивающего в ту пору лозунгами "Просвещения". И зачастую, как мне представляется, христианское мировоззрение классиков нашей русской литературы формировалось больше под влиянием немецкой и английской поэзии, французской романистики и т.п., чем непосредственно на основе учения Православной Церкви. Которая воспринималась скорее как что-то традиционное, обрядово-этнически заповедное и "обязательно-патриотическое", чем как источник общих знаний о Боге, мире и человеке.

Поэтому, восхищаясь гениальными произведениями наших поэтов-классиков, как жемчужинами душевного творчества, приходится все время помнить о их возможном несовершенстве в духовном отношении...

 
ЛюдмилаДата: Понедельник, 16.03.2009, 18:40 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Quote
Поэтому, восхищаясь гениальными произведениями наших поэтов-классиков, как жемчужинами душевного творчества, приходится все время помнить о их возможном несовершенстве в духовном отношении...

Юрий, Дух дышит где хочет.
И я бы не стала связывать напрямую точное знание догматов и духовность.
Тем более, уверена, что каждый из нас имел или имеет перед глазами живые примеры этого. Что такое обретение духовности? Стяжание Духа Святого, Света. Встречаются люди, хоть и редко, которые чуть ли не с рождения несут в себе этот Свет, обладая врожденной духовностью. И если такой человек по незнанию или даже внутреннему убеждению скажет что-то противоречащее догматам православной Церкви, он от этого менее духовным не станет.

 
Юрий_ЕрмолаевДата: Понедельник, 16.03.2009, 19:20 | Сообщение # 6
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Quote (Людмила)
И я бы не стала связывать напрямую точное знание догматов и духовность.

В православном понимании это связано напрямую. В каком-то другом - может быть, нет. Я имею в виду именно православное понимание (в соответствии с тематикой данного подфорума). Разумеется, "знание" - это не обязательно правильное рассуждение в рамках академического богословия. Но основные догматы православной веры достаточно просты и ясны, они и не требуют изощренной схоластики для своего изложения. На то и "догматы".

Но духовность в православном смысле - это совсем не то, что понимается светскими людьми, как причастность культуре, возвышенной эстетике, творчеству. Это все душевность. (Речь не о том, что хорошо, а что плохо, просто это совсем не одно и то же).

Quote (Людмила)
Тем более, уверена, что каждый из нас имел или имеет перед глазами живые примеры этого. Что такое обретение духовности? Стяжание Духа Святого, Света. Встречаются люди, хоть и редко, которые чуть ли не с рождения несут в себе этот Свет, обладая врожденной духовностью.

Людмила, я понимаю, что Вам очень хотелось бы этого, но реальность немножко иная. Вы всего лишь повторяете книжные определения. А Вы уверены, что действительно встречали таких людей хотя бы раз в жизни? На чем основана эта уверенность? На общем свидетельстве Церкви, или только лишь на Вашем внутреннем впечатлении, потому что Вам показалось, что "человек хороший", и можно даже сказать, "святой"? Не стоит с такими выводами торопиться. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в XIX в. говорил с горечью, что "...нет более ни одного духоносного человека в наше время"! И это в эпоху, когда жили многие почитаемые народом старцы, подвижники, святители, и некоторые были затем даже действительно прославлены Церковью... включая самого Свт. Игнатия!

Quote (Людмила)
И если такой человек по незнанию или даже внутреннему убеждению скажет что-то противоречащее догматам православной Церкви, он от этого менее духовным не станет.

Не станет. Это просто будет означать, что ничего общего со стяжанием Духа Св. в данном случае и не имело места. Догматы Православной Церкви - это и есть действие Духа Св. в людях. Они не могут противоречить сами себе.

Опять же, повторяю, все это, разумеется, согласно православному учению. Но о другом здесь речи не было, да и неуместно.

 
ЛюдмилаДата: Понедельник, 16.03.2009, 21:27 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Quote

А Вы уверены, что действительно встречали таких людей хотя бы раз в жизни? На чем основана эта уверенность? На общем свидетельстве Церкви, или только лишь на Вашем внутреннем впечатлении, потому что Вам показалось, что "человек хороший", и можно даже сказать, "святой"?


Моя уверенность основана и на общем свидетельстве Церкви и на личной встрече, о которой я здесь говорить, разумеется, не буду.
Святой Пафнутий, говоря о трех монашеских призваниях, писал, что первое - непосредственно от Бога, что для него характерно вдохновение, которое исполняет сердце человека даже во сне, неудержимо влеча его к Любови Божией, к заповедям Христа.
Что же это, как не действие Духа Святого в молодом человеке, незнакомом еще со всеми догматами Церкви? И разве нельзя назвать это духовностью, пусть начальных ступеней?
И многие святые православной Церкви, будучи еще детьми, с самых малых лет устремлялись к Богу, не интересуясь мирским, часто вопреки желаниям родителей. Что же это, как не врожденная духовность?
Но если Вы разделяете мнение Игнатия Брянчанинова - "...нет более ни одного духоносного человека в наше время"! - говорить больше, конечно, не о чем. Извините.


Сообщение отредактировал Людмила - Вторник, 17.03.2009, 13:38
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Понедельник, 16.03.2009, 22:30 | Сообщение # 8
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Людмила, Вы теперь говорите о влечении к Богу, о призвании, об устремлении - это все действия благодати, которая дается всем. Но разные люди на нее отзываются по-разному. И это еще не есть духовность.

Далее - если человек действительно поверил Богу, пришел в Церковь - он стремится воспринять и данное ей от Бога учение, учение Церкви. Не свое мнение сочиняет и свои "догматы" придумывает, а по доверию Богу принимает на веру данные Им догматы, как бы ни сопротивлялся наш разум этому иногда, желая утвердить какое-то "свое собственное" понимание. Только тогда в нем начинает понемногу возрастать духовность - и то, это огромный и трудный путь. А на ложных исходных представлениях, происходящих от падшего человеческого естества, невозможно обновиться и исполниться Духа Св.

Поэтому я вынужден еще раз вернуться к цитате:

Quote (Людмила)
И если такой человек по незнанию или даже внутреннему убеждению скажет что-то противоречащее догматам православной Церкви, он от этого менее духовным не станет.

Вот это - заблуждение. Если человек не желает узнать, в чем заключается преподанное Богом учение, а тем более, если он еще не научился смиряться и принимать это учение вместо своих драгоценных "внутренних убеждений" - никакой подлинной духовности в нем нет и еще не было, менее духовным ему становиться уже некуда, потому что это лжедуховность, это гордыня сатанинская, это противопоставление своего "Я" соборной истине Церкви.

Все, что, как Вы говорите, противоречит догматам православной Церкви, называется коротко и ясно: ересью. Это слово в переводе с греческого означает "отдельное, или иное, учение". Отдельное - т.е. отделившееся от Церкви, соответственно, и от Духа Св. Не могут противоположные учения быть одновременно истинными. Если одно из них истинно, то другое - ложь. Истинно и поэтому духовно - не то, что нам больше нравится, а то, что происходит из истинного источника, т.е. непосредственно от Духа.

И напрасно Вы так отмахиваетесь от слов Свт. Игнатия (Брянчанинова). Это один из величайших подвижников и мыслителей Русской Церкви (интересно, что он был по происхождению дворянином, человеком разносторонних талантов, в том числе литературных, общался с Пушкиным, Гнедичем и многими их известными современниками, получил военно-инженерное образование, но не учился в духовных академиях, за что его и не очень жаловали напыщенные и велеречивые современники из "духовного сословия"...) Его оценка состояния духовности в его время (это в середине XIX в.!) чрезвычайно поучительна.

Вот просто на первой попавшейся странице открываю первый том его сочинений, и вижу ответ святителя - как будто бы прямо на обсуждаемый вопрос:

"Истине соприсутствует Дух Святой: Он - Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который - ложь и отец лжи.

...Если же ты рассуждаешь иначе и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобой, то ты уже не сын Церкви, а судья ее. Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? - Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее , и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее.

...Слово Божие - истина, заповеди евангельские - истина, всякий человек - ложь. Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто - ложь, думаешь услышать голос святой истины?

...Если же прежде явственного пришествия Святого Духа - удела святых Божиих - кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете как боги. И этот-то голос кажется ему голосом истины!"

 
Юрий_ЕрмолаевДата: Понедельник, 16.03.2009, 23:02 | Сообщение # 9
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Кстати, обратите внимание: истинность и духовность слов самого Свт. Игнатия как раз засвидетельствована всей Церковью - он был канонизирован именно за несомненную боговдохновенность своих произведений.

А вот утверждение

Quote (Людмила)
Моя уверенность основана и на общем свидетельстве Церкви

- пока что остается ничем не подтвержденным. Где это свидетельство? В чем оно заключается?

 
Татьяна_СоловьёваДата: Понедельник, 16.03.2009, 23:32 | Сообщение # 10
Группа: Модераторы
Сообщений: 943
Статус: Offline
Друзья мои, когда-то жил Поэт.
Он гениален был! Увы, надменный свет
не мог принять ни правды, ни стремлений,
ни слов его младых и убеждений.
Но нёс он луч любви своей святой,
Любви, взращённой в детстве пред иконой,
При звуках песен птиц в цветущих кронах.
Он был один. Казалось, путь простой
Его судьбу взлелеет, и дорога
Сама его ко славе приведёт.
Взошёл ко славе он и встретил Бога.
Великий Бог. Он каждого ведёт.
И каждому его лишь крест вручает.

Я не ворчу wink , лишь рифмы собираю,
И всех не разбежаться Вас прошу,
Пока рассказ свой краткий не свершу.

Надеюсь, Вы мне простите сей 5-минутный эспромт, т.к. продолжать начатый рассказ по теме пока некогда. Спасибо за взаимопонимание.

Продолжение начатой темы следует...

 
Юрий_ЕрмолаевДата: Вторник, 17.03.2009, 00:03 | Сообщение # 11
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Ждем продолжение начатой темы.

Я, кстати, тоже не ворчу. smile Я люблю Лермонтова и считаю его одним из самых глубоко православных людей из числа наших великих поэтов. Я просто хочу обратить лишний раз внимание на то, что духовность и душевность - разные вещи. Мы не возвеличим никого, если будем пытаться приписать ему то, чего он на самом деле не достиг. Художник достигает высот в душевном делании, более или менее окрашенном духовностью. Но нередко сопряженным и с искренними заблуждениями, отклонениями от истины. Мы таких людей любим не за их заблуждения, а за их творчество. Но и быть слепцами тоже не надо. Высот подлинной духовности (именно в религиозном понимании этого слова) достигают не поэты, а святые подвижники. Это не значит, что что-то одно заведомо "лучше" другого. Это значит, что у каждого свой путь.

Различие между духовным и душевным - вообще главная проблема православной культуры. Не только упомянутый мной случай, но и очень многие другие великие и гениальные произведения культуры в духовном отношении, бывает, или ничего собой не представляют, или даже оказываются проводниками ложной духовности, заблуждений и мнений падшего естества. Но и наоборот: далеко не все высокодуховные по содержанию произведения облечены в достаточно совершенную художественную форму, выдерживают требования к стилю, жанру, профессионализму, и потому оказываются несостоятельны, не востребованы, неинтересны. Очень многие православные песнопения современных авторов, да и их исполнения, увы, таковы...

Таня, а куда это мы "разбежимся"? С чего это вдруг? smile У нас идет вполне нормальный разговор. Разве я обещал, что со всеми буду соглашаться и поддакивать, чтобы казаться "приятным во всех отношениях"? Зачем был бы такой форум?

Надеюсь, никто не имеет оснований справедливо упрекнуть меня в неуважении к собеседнику. И если кто другой что-либо подобное себе позволит, я это пресеку. Недрогнувшей рукой. Вот это то, что я обещаю. А корректно излагать свое мнение и отстаивать его, нравится это оппоненту или нет - для того форум и предназначен. Кто в чем не согласен со мной, милости прошу, постарайтесь меня переубедить. (По секрету: это в принципе возможно. Но потрудиться придется...) smile

 
ЛюдмилаДата: Вторник, 17.03.2009, 13:37 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





Quote
Людмила, Вы теперь говорите о влечении к Богу, о призвании, об устремлении - это все действия благодати, которая дается всем. Но разные люди на нее отзываются по-разному. И это еще не есть духовность.

Далее - если человек действительно поверил Богу, пришел в Церковь - он стремится воспринять и данное ей от Бога учение, учение Церкви. Не свое мнение сочиняет и свои "догматы" придумывает, а по доверию Богу принимает на веру данные Им догматы, как бы ни сопротивлялся наш разум этому иногда, желая утвердить какое-то "свое собственное" понимание. Только тогда в нем начинает понемногу возрастать духовность - и то, это огромный и трудный путь.


"Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижни-цы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно»..."

"Не зная духовной жизни матушки, тем не менее люди не сомневались в ее святости, в том, что она была настоящей подвижницей. Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последние времена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения."
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm

О своем собственном опыте я говорить здесь не буду, но причисление к лику святых блаженной Матроны - это что, не общее свидетельство Церкви, что духовность не зависит напрямую от точного знания догматического и сравнительного богословия и чтения писаний Святых Отцов? И хорошо, что девочка не могла прочесть слова Игнатия Брянчанинова: "...Если же прежде явственного пришествия Святого Духа - удела святых Божиих - кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете как боги. И этот-то голос кажется ему голосом истины!" - иначе сколько людей могли бы лишиться ее помощи.

ДУХ ДЫШИТ ГДЕ ХОЧЕТ.
Православная Церковь прославляет подвижников, чья святость для нее очевидна, но это не значит, что прославляются все достойные. Уверена, что гораздо больше людей, чья духовная жизнь, святая по сути, остается тайной для людей. И не нам судить, кто каких духовных высот достиг или не достиг, при всех своих заблуждениях.
Это только Господь знает.

 
Юрий_ЕрмолаевДата: Среда, 18.03.2009, 05:46 | Сообщение # 13
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 701
Статус: Offline
Это все выглядит хорошо и правильно, но не отменяет необходимости в точном понимании (умом и сердцем) основных истин Православия. Потому что иначе речь уже будет идти вовсе не о Православии. "Право-славие" (орто-доксия) = и есть правильное прославление Бога, т.е. принятие на веру не чего-то произвольного, а правильных, истинных принципов.

Пример блаж. Матроны тут ни при чем. Он нисколько не оправдывает Ваше ошибочное представление, что якобы "...если такой человек по незнанию или даже внутреннему убеждению скажет что-то противоречащее догматам православной Церкви, он от этого менее духовным не станет." Блаж. Матрона никакой ереси не учила, ни словом, ни примером своей жизни. Если бы она неверно понимала учение Церкви (я имею в виду опять-таки не богословские формулировки, а суть), то не могла бы их исполнять в своем жизненном подвиге, и Церковь бы не признала ее святой.

Нет и не может быть ничего общего между ложными "внутренними убеждениями" и действием Духа Св. в человеке, приводящем его к святости. Вы просто повторяете, даже не пытаясь вникнуть, общие слова популярных современных брошюр и интернет-ресурсов, в которых зачастую надерганы цитаты (изначально правильные) из разных подходящих источников, и все это в целом выглядит очень благочестиво. Но привычка не задумываясь принимать все с виду благообразно-"церковное" - не так уж безобидна. Авторы современных сочинений - люди самые разные, зачастую совсем недавно пришедшие в Церковь, но уже начавшие в ней "делать карьеру" и учить других. Учить не на основе светоотеческой традиции, а на основе своего поверхностного разумения, не подкрепленного серьезным собственным опытом. К сожалению, встречаются такие авторы даже среди священнослужителей.

Во всем этом уповании на действие Св. Духа в падшем человеке без исправления и участия его воли, чувств и разума, без аскетического подвига, а главное - вообще без понимания и безусловного принятия самих основ Православной веры - невооруженным глазом видны признаки так называемого состояния духовной прелести (прельщения, т.е. глубокого усвоения лжи вместо истины), ведущей в конечном счете к сектанству так называемого "харизматического толка". Очень, к сожалению, распространенного в наше время, даже среди православных. И в своих крайних проявлениях приводящего к неизбежному отпадению от Церкви, нередко к совершенно безумным и ужасным последствиям. Наподобие известной недавней истории с целой общиной, закопавшейся в землю. Или всей деятельности небезызвестного Виссариона и ему подобных. Лидеры таких сект тоже ведь мнят себя "предъизбранными от Бога", "просветленными свыше" и пр., исповедуя при этом абсолютно произвольное, свое собственное, вымышленное учение, и представляя его действием Св. Духа.

Вот категорическое отвержение предельно трезвых, реалистичных и несомненно боговдохновенных суждений таких столпов отечественной духовной литературы, как Свт. Игнатий, тоже чрезвычайно характерно именно для сектантов-харизматиков. Их просто ярость обуревает, когда они слышат, что внутри них может вещать вовсе не Дух Святой, а темный и мрачный дух лжи и самообольщения.

У протестантов подобные течения уже давно оформились в целую псевдоцерковь "Адвентистов седьмого дня". Они тоже в восторге повторяют непонятное им выражение "Дух дышит, где хочет", и быстро убеждают сами себя, что Он дышит не где-то, а именно в них, несмотря на все их заблуждения, нечистоту мыслей и жизни, оторванность от апостольского преемства и прочие искажения веры, культа и учения. Т.е. будто бы Св. Дух почему-то "хочет" именно в сосуд, полный скверны. Они за Него так решили. Так ведь им гораздо легче: не надо самим трудиться, совершать духовные подвиги, отвергать свой падший разум, смиряться перед учением Церкви и т.д., а достаточно просто вообразить, будто бы они уже вот так вот взяли, да и "просветились Духом Св.", прямо как в древности апостолы, - и все! Разве что почему-то не воскрешают, как апостолы, мертвых, и не возвращают здоровье слепым и хромым...

Вот такая мечтательность и фантазерство - прямо противополжны Православию. Их и развенчивал Свт. Игнатий, как и аналогичные воззрения католиков ("Подражание Христу" Фомы Кемпийского). Стоит ли православным перенимать эту сектанскую риторику вместо святоотеческого учения, которое ясно и недвусмысленно подтверждает ВСЕ суждения Свт. Игнатия, с которым его творения находятся "в дивном согласии", как засвидетельствовано соборным мнением нашей Церкви?

 
ЛюдмилаДата: Среда, 18.03.2009, 12:34 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





О как! Заступилась, называется, за Михаила Юрьевича, которому напрочь отказывали в духовности, милостиво поощряя приятную душевность!
То, что вы пишете, Юрий, уже почти оскорбление. Истоки моей веры не в брошюрах и интернете, не у сектантов и в псевдоцеркви.
Вы начали с сожалений, что мирянам было не доступно догматическое и сравнительное богословие, не знали они о еретичности теории предсуществования душ (которая однако же несколько веков христианства еретической не считалась), и на этом основании нет среди них людей духовных, на что я Вам и возражала, что можно всего этого не знать и все же быть православным духовным человеком, а заканчиваете тем, что я чуть ли не символ Веры уже отвергаю. И только на основании того, что мне действительно дорого, что Дух дышит где хочет. А Вы бы хотели, чтобы Он дышал исключительно согласно догмам, забывая, очевидно, что первично.
Мы не можем знать Бога непосредственно, мы можем знать его только через Его образы действия: Свет (Волю), Премудрость и Любовь, присущие, как принципы, трем Лицам Единой Троицы - Отцу, Сыну и Духу.
Таким образом, именно Божественной Любви отказываете вы в возможности проявляться свободно и в грешных, и в неграмотных, и в заблуждающихся. Да в иной мудрой самоотверженной матери духовности может быть больше, чем в любом выпускнике Духовной Академии!

Могу Вам ответить только словами святого Силуана Афонского: "Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет Величие Божие".
Еще раз простите, что вторглась и посмела возражать.
Все.

Сообщение отредактировал Людмила - Среда, 18.03.2009, 16:08
 
Татьяна_СоловьёваДата: Суббота, 21.03.2009, 02:33 | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 943
Статус: Offline
«Духовное и душевное» - одна из самых интересных (на мой взгляд) тем в православии и в мировоззрении окружающих нас людей. Можно её наверно выделить в отдельную тему и на нашей «Православной страничке», если пожелаем.
Ещё несколько слов не в обиду и не в назидание кому-то, но просто как ещё один скорый и краткий экспромт-рассуждение (которыми, надеюсь, не успела утомить ;)) о наших с Вами размышлениях, возникших в связи с начатой темой:

Как часто спорим, убеждаем,
Но внемлем мало, - и страдаем…
Беседа наша – не урок,
Но лишь стремленье к совершенству.
(Прости нас, терпеливый Бог,
За недостаток в нас смиренства …)

И обещанное продолжение начатой темы:

...«В детские годы будущего Поэта «окружали древние иконы греческого и русского письма, а в храме преподобной Марии Египетской он мог постоянно видеть и итальянские работы.»

В Тарханах бабушка юного поэта нанимает ему первых учителей и «в 1830 году Лермонтов, хорошо подготовленный домашними учителями, поступает в Московский университет. Сначала он учится на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». После двух лет учёбы в Москве жизнь Лермонтова меняется, он переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Годы жизни в Москве и в Петербурге способствовали расцвету таланта юного поэта. В это время он встречается с интересными людьми, обретает новых знакомых, бывает, конечно, и во многих храмах двух столичных городов.

«В 1829-1832 годах Михаил Лермонтов проводит свои летние каникулы в Подмосковной усадьбе Середниково. Хозяйкой усадьбы в то время была супруга покойного брата бабушки Лермонтова Екатерина Аркадьевна Столыпина. Она прекрасно играла на фортепиано. «В эти годы в Середниково было много гостей, молодежи. Веселые, беззаботные, все немного влюбленные друг в друга, они читали стихи, пели, катались на лодках, ездили верхом, постоянно устраивали дальние прогулки и поездки.»

Рядом с Центральной частью усадьбы Середниково расположен


храм Святителя Алексия.

Этот храм существует с 1693 года и ни разу не закрывался. В истории отмечены талантливые люди, мастера, художники, оставившие памятный след на стенах, в образах, других реликвиях Храма.


Храмовая икона и иконостас храма Святителя Алексия в Середниково.

У стены Храма растет многовековое дерево - вяз, в дупле которого юный поэт Лермонтов писал свои первые стихи.»

«С бабушкой и кузинами (Е.А. Сушковой и А.М. Верещагиной) Лермонтов посещал Троице-Сергиеву Лавру


Троице-Сергиева Лавра. Сретение. Сергий Радонежский.Троица.

он видел Звенигородский монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь патриарха Никона и немало других обителей не только в России, но и в Грузии. Во всех храмах и монастырях он, конечно, не раз стоял перед чудотворными иконами и иконостасами.»

(Продолжение следует...)

Прикрепления: 6975653.jpg(25.5 Kb) · 9284821.jpg(18.7 Kb) · 9540869.jpg(32.9 Kb) · 1734379.jpg(19.1 Kb) · 7817049.jpg(11.3 Kb) · 3540528.jpeg(14.9 Kb) · 2223231.jpg(28.8 Kb) · 8911310.jpg(39.0 Kb)


Сообщение отредактировал Татьяна_Соловьёва - Суббота, 21.03.2009, 09:44
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Православная страничка » Икона в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Татьяна_М | Кристина_Ф | Лена_Никитина
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Владимир_ | Анастасия_П | Ирина_Ионова | Инна_Ш | Лена_Никитина | Тамара_Капунина | Леня_Симоненко | ЕленаУшакова76 | valenvv | Светлана_Соколова
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2021Используются технологии uCoz