ФОРУМ ПЕРЕВЕДЕН В РЕЖИМ "ТОЛЬКО ЧТЕНИЕ" (подробности)
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва, Наталья_К 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Мысли о культуре » Золотой, Серебряный и Рубиновый века русского романса (Новый взгляд на историю русской музыки)
Золотой, Серебряный и Рубиновый века русского романса
Руслан_БогатыревДата: Воскресенье, 15.10.2017, 22:07 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
Русский романс, на мой взгляд, — это поэтическая мелодия сердца и сокровенная исповедь души. Исповедь, облечённая в форму проникновенного слова. Потому русский романс крепко-накрепко связан с русской поэзией. Он вырос на ней и без неё почти немыслим.

В русской поэзии выделяют два самых ярких периода расцвета — Золотой и Серебряный века. Они тесно связаны не просто с классической литературой, а со всей русской культурой. По аналогии с этим подобная периодизация мною введена и в русской музыке, в русском романсе: от Глинки и Чайковского до Скрябина и Рахманинова.

Третий век русской музыки — век Прокофьева, Шостаковича и Свиридова — сохраняя преемственность традиций русской культуры, может с полным правом носить название «Рубиновый век».

Почти два десятилетия Советской власти на башнях Московского Кремля сохранялось наследие Российской империи — геральдические двуглавые орлы. Первая рубиновая звезда была установлена лишь в 1937 г. на Спасской башне. Секрет производства рубинового стекла открыл М.В.Ломоносов. Затем Императорский стеклянный завод князя Потёмкина на Ладожском озере долгие годы славился своими уникальными изделиями из рубинового стекла, где использовались также золото и серебро. Наконец, сама идея изготовить рубиновые звёзды принадлежит автору их дизайна, знаменитому Ф.Ф.Федоровскому, главному художнику Большого театра, ученику Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Врубеля.

Что даёт такое деление? Как минимум, возможность иначе взглянуть на эволюцию русского романса. Взглянуть во всей его полноте. И осознать, что помимо двух ярко выраженных и почти непересекающихся полюсов — классического и неклассического романса — есть единая поэтическая (и культурная) основа двух этих миров. Пересмотреть сложившиеся стереотипы восприятия такого уникального явления мировой культуры, как русский романс.

Хотелось бы узнать, как к такой идее относятся участники этого форума. Заранее признателен за ваши отклики и мнения.


Сообщение отредактировал Руслан_Богатырев - Воскресенье, 15.10.2017, 22:07
 
ВалерияДата: Вторник, 17.10.2017, 00:12 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 565
Статус: Offline
Цитата Руслан_Богатырев ()
В русской поэзии выделяют два самых ярких периода расцвета — Золотой и Серебряный века. Они тесно связаны не просто с классической литературой, а со всей русской культурой. По аналогии с этим подобная периодизация мною введена и в русской музыке, в русском романсе: от Глинки и Чайковского до Скрябина и Рахманинова.


Простите, уважаемый Руслан, но не могли бы Вы подробнее рассказать о том, каким образом Вами введена эта периодизация? Этому посвящена какая-либо монография, есть любые другие Ваши публикации на эту тему? На форуме не все имеют музыкальное или музыковедческое образование; полагаю, мой вопрос может интересовать многих. Спасибо заранее за ответ.


Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
 
Руслан_БогатыревДата: Вторник, 17.10.2017, 18:48 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
Цитата Валерия ()
Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, каким образом Вами введена эта периодизация? Этому посвящена какая-либо монография, есть любые другие Ваши публикации на эту тему?


Валерия, не уверен, что для понимания такого деления обязательно требуется музыкальное и музыковедческое образование. Подробно это излагается в моей новой книге, но она лишь готовится к печати, так что ссылаться на неё некорректно. Если вас интересуют диссертационные работы, некоторые могу порекомендовать. Но насколько здесь это будет уместно? Тем более, что в них анализируется эта проблема, но не предлагается подобная периодизация.

Периодизация -- общепринятый приём. Не только в истории и культурологии. Когда есть понимание, что разные периоды времени накладывали разный отпечаток на явления и события, на людей, плоды их труда и творчества.

Интуитивно мы ведь понимаем, что поэзия Брюсова, Блока, Бальмонта (Серебряный век) отличается по своей форме, акцентам и содержанию от поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева (Золотой век). Такое деление вряд ли вызывает вопросы. Можно спорить о том, в каком точно году начинался Серебряный век русской поэзии и когда заканчивался (есть разные подходы), но в общем и целом он укладывается в рамки царствования Николая II и первые годы Советской России. Это перелом столетий и перелом двух империй.

Серебряный век довольно давно уже воспринимается шире, чем просто исторический период в русской поэзии. Речь идет о всей русской литературе и даже о всей русской культуре.

Музыка -- неотъемлемая часть культуры. И на неё историческая эпоха накладывала столь же сильный отпечаток. Романс -- не просто образец вокальной музыки. Это тесный сплав музыки и поэзии. При этом поэт может принадлежать одной эпохе, тогда как композитор -- совсем другой. Скажем, романс "Я ехал к вам" Исаака Шварца на стихи Александра Пушкина -- это романс Рубинового века, тогда как стихотворение принадлежит периоду Золотого века русской поэзии.

Романс эпохи Николая I (часть Золотого века), романс эпохи Николая II (часть Серебряного века) и романс эпохи Брежнева (часть Рубинового века) отражают в первую очередь своё время, либо своё понимание прошлого и будущего.

На мой взгляд, подобное деление позволяет по-новому взглянуть на эволюцию русского романса, иначе оценить взаимосвязь классического и неклассического романса, двух направлений-антагонистов, которые затронули все эти периоды.

Если очень упрощать ситуацию, в Советском Союзе романс -- это аристократизм музыки и слова, воплощённый в классическом романсе. Активное притеснение, вымарывание "мещанского", городского романса. В послесоветской России всё наоборот -- в фаворе городской романс, демократизм музыки и слова. Классический романс на его фоне пребывает в состоянии полузабвения.

Городской романс -- важная, но всего лишь отдельная часть неклассического романса. Если смотреть на русский романс исключительно с позиций городского романса (к которому за последние четверть века нас приучили), мы очень многое потеряем. И просто не поймём всю глубину и красоту русского романса во всей его полноте.

Собственно, понимание этого и подтолкнуло меня к идее подобной периодизации.
 
Руслан_БогатыревДата: Четверг, 19.10.2017, 00:15 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
Продолжу свою мысль. Новая периодизация затрагивает и весьма непростые вопросы... Что есть русский романс? Насколько это явление можно считать самобытным и насколько достойным для занесения в список шедевров мировой культуры? Что же такого особенного есть в русском романсе, что, скажем, не найти в португальском романсе фаду? Что в нём важнее -- музыка или слово? Что в нём является фундаментом? Чем он отличается от (лирической) песни?

Было бы интересно узнать мнение форумчан.
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Мысли о культуре » Золотой, Серебряный и Рубиновый века русского романса (Новый взгляд на историю русской музыки)
Страница 1 из 11
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Наталья_К | Людмила_В
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Маргарита | Наталья_К | Вера_Александровна | Инна_И | Ада | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва | Ольга_Васильевна
Новые участники:  | anna92 | Айнурка | валентина-латанова | Kristina_F | Дарья_Сергеевна | Фотина | Настурция | леночка_телковская | Анна_С | Евгения_А
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2017Используются технологии uCoz