Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Мысли о культуре » Никита Михалков отвечает на вопросы
Никита Михалков отвечает на вопросы
Елена_ФёдороваДата: Пятница, 31.07.2009, 19:18 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 4889
Статус: Offline
Никита Михалков: «Жалеть можно лишь о потерянном времени»
31.07.2009 13:06

Что такое «формула русского человека», какова роль личности в истории, о судьбе кинематографа корреспонденту «Фонтанки» рассказал Никита Михалков, актер, режиссер, председатель Союза кинематографистов России. Никита Сергеевич ответил и на ряд личных вопросов.

- Недавно, Никита Сергеевич, Вы придумали некую "формулу русского человека". В чем же ее суть?

- Придумал я ее давно, недавно озвучил. Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет. Но не так "нет", чтоб позже обязательно было, а "нет" - и черт с ним! Именно такой подход к вещам, такая позиция характера во многом определяет менталитет русского человека, который не совпадает с менталитетом остальных народностей. Когда у русского человека, к примеру, спрашивают: "Хочешь иметь квартиру?" - он, разумеется, ответит: "Хочу!" Но когда ему начинают оговаривать условия, при которых он сможет эту квартиру получить, русский человек может ответить: "Да пошли вы на...! Ничего мне не нужно, только не трогайте меня." Это фольклорное мышление в нас очень развито. Вспомните наши сказки - "Ковер-самолет", "Скатерть-самобранка": жили-были три брата – два умных работали, один дурак на печи лежал, потом вдруг печь поехала, дом развалился, но зато Иван-дурак нашел полцарства, невесту-царевну и так далее.

Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны - убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость. В результате же все эти качества одаривают русского человека той самой необходимой силой, которая в соответствии с русским менталитетом никогда не будет направлена против слабого. Я понимаю, что это художественная гипербола, но, в принципе, любой вопрос, связанный с экономикой, политикой, с чем угодно, рассматривается русским человеком не только с точки зрения общепризнанных в мире рациональных постулатов, но и с точки зрения вот этого самого национального фольклорного характера. И рациональные позиции условно говоря хорошо образованных гайдаров разбиваются об изумительно-неожиданное понимание того, что происходит, возникающее в русских людях. Знаете, почему Обама никогда не будет пользоваться успехом у русского мужика? Потому, что это единственный президент, который привел жить в Белый дом тещу!

- ...Билл Клинтон ведь привел жену, и она работает вторым человеком в администрации США.

- Жену - ради Бога! Но - не тещу! Не тещу!!! Я узнал этот факт от человека, который брал интервью у Барака Обамы. Для европейца, для американца это вроде бы нормально, а для русского человека привести тещу в Кремль... мама дорогая! Такое отношение к данному факту и есть образец нашего фольклорного мышления. Что такое теща? Я расскажу анекдот про тещу... Муж говорит жене: "Лена, какого твоя мама приезжает?!" Жена переспрашивает: "Какого числа или какого хрена?" Именно это фольклорное мышление народа часто путает все рациональные карты.

- А Вам насколько свойственно это мышление?

- В полной мере! Не знаю, на все ли сто процентов...

- Приходилось в жизни таким вот образом от чего-либо отказываться?

- Если для этого что-то надо делать?.. Очень от многого! Меня мама учила: если тебе что-то само катится в руки настолько легко, что можно только протянуть руку и взять, подумай, сколько из десяти человек от этого не отказалось бы; если больше пяти – откажись сам.

- Вы активно призываете государство чаще демонстрировать политическую волю. Так ли это необходимо сегодня, как, скажем, десять-пятнадцать лет назад?

- Политическая воля не должна ослабевать! Я прекрасно понимаю, сколько ненависти, раздражения, сопротивления я вызову этим своим призывом у людей, думающих по-другому. Но я абсолютно, стопроцентно, уверен, что без вертикали власти и политической воли Россия превратится в хаос и рассадник катастрофических последствий для всего мира. Россия - это крест. (Указывает на часовню) Вертикаль власти и горизонталь культуры и экономики. Другой разговор, кто в этой вертикали: образованные, талантливые люди, патриоты или кто-то другой... Но сегодня это зависит уже и от нас, мы ведь сами выбираем себе правителей. При этом я должен видеть, что, со своей стороны, эти люди готовы идти на поступки, на жертвы. Мы должны быть уверены, что власть понимает, что сиюсекундная выгода оборачивается в России многолетними катаклизмами и катастрофами. Можно напечатать денег, и все будут довольны сегодняшними правителями, а послезавтра эта мера превратится в экономическую катастрофу. Вот что я имею в виду. Я готов слушать и слышать только власть с политической волей. А власть, которая только делает вид, что она демократична, а на самом деле она всего лишь безвольна и осуществляется людьми, которые к ней совершенно не должны иметь никакого отношения, я слышать не желаю!

- Кто пример силы, а кто безволия?

- Горбачев - замечательный пример безволия. Масштаб личности должен соответствовать масштабу страны. Не может человек с мышлением даже секретаря крайкома ощущать общее дыхание огромной страны, где только разница в часовых поясах - девять часов! Слава тебе Господи, что появился канал "Вести"! Благодаря ему теперь есть возможность слышать страну. Можно в двенадцать часов ночи включить телевизор и увидеть новости из регионов, о которых мы вспоминали лишь тогда, когда там происходило нечто экстраординарное. Слава Богу, что сегодня заседания Госсовета и другие важные совещания происходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, а и в других городах. Замечательно, что есть попытка осознать истинный масштаб России. Человек может прекрасно водить "жигули" или даже "мерседес", но если его посадить на "КамАЗ" с пятью прицепами - вроде бы за машину с такими же механизмами управления, - то на повороте он, считая, что по-прежнему едет в "жигулях", снесет автобусную остановку вместе с теми, кто на ней стоит.

- Кто, по-Вашему, в российско-советской истории из наших правителей ощущал этот самый масштаб страны?

- Ну, во-первых, это некоторые наши государи. Конечно, Столыпин, Сталин ощущали.

- Кстати, о государях... Вы, Никита Сергеевич, убежденный сторонник монархии в нашем государстве. Реалистично ли это?

- Я был бы полным идиотом, если бы долбил бы всем в уши: "Давайте восстановим монархию!" Я говорю о том, какой формы правления в России я в принципе сторонник и какая форма правления для России более естественна.

- Ваш главный постулат, на который опирается это Ваше убеждение: царь априори не может плохо править, ибо ему передавать страну собственному ребенку. Мол, не подставишь же собственное дитя. Но Николай II как раз сначала и пытался оставить бурлящую Россию на сына Алексея... Да и вообще родственно-династические отношения с точки зрения морали и ответственности, как показывает история, мягко говоря, не идеальны.

- Если Вы хотите вдаваться в серьезный экскурс о монархических династиях - это один разговор. Другое - Николай II. Вы меня ставите в тяжелое положение, потому что Николай II причислен к лику святых, он — государь-мученик, и мне очень трудно говорить о нем объективно, с моей точки зрения, беспристрастно. Николай II был расстрелян...

- ...но прежде отрекся!

- О! Это самое главное! Это самое страшное, что им было совершено! Я думаю, что он не очень понимал исторические масштабы происходящего. Повторяю, я в трудном положении. Мне, как верующему, обсуждать, а тем более осуждать житие святых мучеников не очень к лицу. Николай II одна из самых трагичных фигур в русской истории. Но на ее примере дискредитировать идею монархии – как явление, как институт - невозможно!

Есть один очень простой внутренний тест на доверие к тем или иным историческим персонажам. Спросите себя: мы что сейчас умнее всех, кто до нас жил на земле? Умнее Александра Невского?! Дмитрия Донского?! Пушкина?! Достоевского?! Толстого?!.. Нет! Но они, порой протестуя или выражая недовольство, никогда не покушались на незыблемость тех постулатов, по которым страна сама начала жить естественным путем тысячу лет назад, кровью, войнами... Почему я должен верить тому, кто мне вдруг скажет, что все раньше было плохо и предложит взамен демократию или революционное собрание? Кстати, как ни парадоксально, Ленин в борьбе за власть и строительство нового был одним из самых реальных и безжалостно последовательных политиков. Либералы, Керенский... милейшие люди, думали больше о том, как бы им "рыбку съесть и в партию не вступить". Ленин же понимал, что это невозможно. Поэтому и ответил на белый террор красным. И будь здоров каким! Это чудовищно, но это и есть политическая воля, приводящая к результату. Важно, чья это воля и к какому результату она может привести.

- Вернемся к сегодняшнему дню. Что, по-Вашему, надо делать каждому гражданину, чтобы еще больше любить отечество? Общий рецепт.

- Один мудрый старец сказал, что жестокая правда без любви - есть ложь. Я за то, чтобы мы говорили самую нелицеприятную и жестокую правду, но в основе этой правды должна быть любовь к тому, о ком ты рассказываешь. Посмотрите сегодняшние сериалы... Насколько мы ими опустошены! Либо в этих сериалах неумный, крикливый, показной патриотизм; либо - всем цветам цвести. Мы стали стесняться говорить о своей любви к родине. Почему я спокойно отношусь ко всем обвинениям, которые мне порой выдвигают на Западе? Да потому, что я у себя дома! Мне абсолютно наплевать, что там обо мне думают. Вот без родины я действительно не могу, и если ее у меня отнять, это будет беда. Сейчас идет разговор о введении основ православной культуры в средней школе...

- Вы считаете, они столь необходимы?

- Это вопрос национальной безопасности! У нас же отняли то, по канонам чего мы жили в течение тысячи лет. А что дали взамен?! Политбюро, партком?!..

- Кодекс строителя коммунизма тоже не чужд духовным постулатам...

- Да, это Евангелие, только без Бога. А как же может быть Евангелие без Бога?! Беззаветная любовь к вождю - это разве не религиозная любовь? А колхозы - это разве не соборность?..

- Что-то я не пойму, Никита Сергеевич... Так дали что-то все-таки взамен или не дали? Может, просто переформатировали веру?

- Не дали! Отобрали веру и заставили верить в другое! Но это "другое" - скоропортящийся продукт. Страна ведь до этого жила тысячу лет по своим законам. А потом только на страхе. Страх вынули, и все рухнуло!

- ...Ну уж какой там страх был в восьмидесятые-семидесятые...

- Был. И сейчас синдром этого страха существует. И когда его вынули, выяснилось, что больше держаться-то не на чем, почвы нет! Идея - скоропортящийся продукт! Если спокойно и с пониманием, не загоняя никого палкой в церковь, не кликушествуя, дать развиваться приобщению народа к религии - это и будет тем рецептом любви к своей стране, о котором вы спрашивали. Дети четырех-пяти лет сейчас по воскресениям ходят с бабушками в храмы, ничего не понимая. В школе им будут объяснять, что и когда было, кто о чем говорил... Вот тогда, надеюсь, вырастет поколение, которое хотя бы будет понимать основы тех нравственных принципов, по которым жила страна. Все же нравственные вопросы остались те же! Жизнь, смерть, страх, любовь к детям, уважение к родителям, алчность, зависть... Ничего же не изменилось!

Религия должна быть основой нравственного иммунитета человека. Она не отменяет ни компьютера, ни всего остального. Если человек будет иметь такой внутренний иммунитет, он может что угодно читать, куда угодно ездить... Имея такой иммунитет с детства, он будет потом сам решать по какому пути идти. А если у него ни черта нет, он открыт как раковина, в которую втекает все подряд - он будет морально искорежен. Вот сегодня идет передача по "РЕН ТВ" про изменение пола... В час дня! Когда все могут случайно включить телевизор!!!

- В этой религиозной культуре нового общества найдется место атеистам?

- Если атеист не будет грабить и сжигать храмы, заживо закапывать священников - пусть живет, неверие - это его проблема. Другое дело, если атеист будет стоять во главе страны или процессов, связанных с воспитанием молодого поколения, тогда это будет беда, это будет плохо и неправильно. Розанов сказал: "Человек без веры мне не интересен!" Недавно у меня была пресс-конференция в Вологде, где как раз шел разговор о вере. После окончания пресс-конференции ко мне подошел один журналист и говорит: "Смотрите... Вот я не пью, не курю, никогда не крал, не убивал, ни разу не изменил жене, веду праведный образ жизни, но в Бога я не верю. И я вам не интересен, Никита Сергеевич?" Я ему честно ответил: "Нет! Вы мне не интересны!" Мне о его добродетелях разговаривать неинтересно! Мы не можем говорить с ним на одном языке, потому что либо внутри тебя душа освещена этим внутренним светом веры, либо нет.

Никогда в жизни не мог предположить, что Юз Алешковский скажет такие гениальные слова, что свобода - это абсолютное доверие к Богу. Ничего лучше я не слышал! В этих словах нет ни клирикальных перекосов, ни сектанства. Знаете, какая самая короткая молитва: "Господи! Сделай так, чтоб моя воля не перебила твою!" Можно над этим смеяться, но - блажен кто верует, тепло ему на свете! И это правда! Возвращаясь к великим предкам... Тютчев, Лермонтов, Пушкин и все остальные... они аукались с Евангелием, и в этом было их счастье.

- Вы заговорили о моих коллегах... В последнее время Вы активно призываете руководство страны еще и к преодолению смещения вкусовых нравственных критериев в СМИ. Замечу, в последнее десятилетие такое смещение все же менее очевидно, чем раньше, но вопрос в другом. Как должно осуществляться это преодоление на практике?

- Это смена векторов функционирования СМИ, в определенных случаях смена руководства этих СМИ.

- ...запрет некоторых телепередач. Каких? По каким принципам?

- Наверное, запрет. Но я не намерен сейчас делать рекламу своим именем каким-то там конкретным передачам. На экранах не должно быть того, что извращено с точки зрения взаимоотношений между людьми, мужчиной и женщиной, полами, между человеком и властью, между человеком и историей или культурой его страны.

- Вам ответят: не извращено, гомосексуалистов в природе пять процентов, что же вы их дискредитируете?

- То, что они скажут, мне по большому счету безразлично. Вырастет здоровое поколение, которое будет готово взять все в свои руки. Когда мы говорим о политической воле, мы должны как раз и определить критерии и принципы, о которых вы спрашиваете. Не художественные критерии, которые сам для себя определяет каждый художник - он всего лишь работает, как говорил Пушкин. Но есть же вещи очевидно недопустимые!.. Есть люди готовые создать, к примеру, телеканал, который бы восполнил нравственный и духовный вакуум, существующий на современном телевидении.

Лично я с удовольствием бы взял канал, который стал бы каналом фонда культуры. При этом на телевидении существует масса фольклорных и простых возможностей, чтобы привлечь внимание зрителя... К примеру, можно было бы принять государственную программу по "уборке страны". Включить в нее и телевидение. И это должно было бы быть выгодно, интересно, азартно. Например, чтобы человек, который бросил окурок в урну, мог бы выиграть и тут же получить пять тысяч рублей! И это должны увидеть по телевидению все.

Если вы убираете в своей квартире, то вы, по крайней мере, уже неделю там не нагадите. Вы видели, что лежит по обочинам железных дорог? Видели, что всплывает в шлюзах вместе с кораблем? Можно, конечно, одеколониться и мыть только то, что на виду, но рано или поздно смрад дойдет до каждого.

- Думаете, наверху всего этого не хотят?

- Я много раз это все говорил на самом высшем уровне. Ко мне прислушивались с большим интересом и уважением, но дальше... (разводит руками) Я и говорю: должна быть применена политическая воля. Если у самих руки не доходят - значит, поручите другим! Пусть это станет мощной государственной программой. Дайте на разработку, возьмите аналоги, возьмите игры... "Как стать миллионером?" можно ведь наполнить совсем иным, духовным, содержанием и прибыль от такой новой игры, я вас уверяю, будет стократная нежели затраты. Вы не представляете себе, сколько в результате такой нестандартной, творческой госпрограммы будет найдено полезных ископаемых, кладов... Да, выглядит это сейчас, наверное, наивно, но я вам сказал в самом начале нашего разговора: мы фольклорный народ. И только те реформы в России будут успешны, которые будут понятны на фольклорном уровне народу. В данном случае я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым.

Или вот пример своего рода психоделики, элемента такой программы. Взлетает на Дальнем Востоке самолет и беспосадочно летит над страной до Калининграда, при этом идет постоянная съемка того, что находится внизу. Из этого можно сделать телепередачу, которая будет идти в прямом эфире через равные промежутки времени. Воспитать масштаб страны в людях, в детях! Не школа, улица, Москва или Ярославль, Тула, а понимание того, что вся Россия - это твое! Мне кажется, что наверху пока не понимают, что речь в данном случае идет о национальной безопасности. Мы однажды с Шойгу летели в "фонаре" самолета МЧС. Нам там постелили матрацы, и мы просто лежали и смотрели вниз. Это невероятно! У меня и сейчас от воспоминания об увиденном мурашки по коже! Ты летишь и вдруг свет, потом один фонарь, потом лишь тайга и снег - и ничего больше... И это все твое! Может человек, который мыслит такими ощущениями, смотреть передачи Петросяна? Может вечная "стенгазета" с одними и теми же героями на ТВ такого человека веселить? Но в принципе на Ваш вопрос у меня нет ответа. Понимать-то наверху понимают, но почему не делают - я не знаю.

- Сколько же нам еще ждать, Никита Сергеевич? И есть ли смысл ждать?

- Как писал Гена Шпаликов: "Все будет очень постепенно, как постепенен белый день". Сколько нужно было времени, чтобы президент начал рассматривать вопрос о введении капелланов в армии или о введении основ православной культуры? Сколько потребовалось времени, чтобы Иван Ильин стал человеком, которого не только стали читать, но и стали понимать, что он написал и цитировать. Нужно время и, я надеюсь, божей милостью, мы не пропустим момент. Когда-то мы должны будем сказать: король-то голый, ребята, это пошло и бездарно! Рано или поздно возникнет перед властью вопрос: сейчас или никогда! И я всеми силами стараюсь ускорить этот момент. Я всегда добиваюсь того, чего хочу. Я не сторонник сотрясания воздуха и говорения правильных слов, меня это не интересует! Я бью в одну точку! С другой стороны я также понимаю, как в том примере про "жигули" и "КамАЗ" - не все так просто. Но процесс идет, что-то меняется, и эти ребята наверху тоже меняются, понимают какие-то вещи, я чувствую это.

- Ваш отец, Сергей Владимирович, автор также и обновленных слов к гимну России. Скажите, почему большей частью именно из стана интеллигенции, которая слаще всех жила при СССР, посыпались проклятия в адрес по существу технического атрибута государственности. Откуда столько эмоций? Путин даже оправдывался: мол, возможно, мы с народом не правы...

- Эта "интеллигенция", как преступники, которые убирают свидетелей своих преступлений. (Смеется) Они не хотят иметь ничего общего с той властью, которой они безостановочно лизали задницу! Порой будучи еще и сами в той власти. Это рудимент абсолютной беспринципности. Унижались перед советской властью и за это же ее ненавидят! Это объяснимая вещь, практически на медицинском уровне. Толстой ведь писал, что мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и ненавидим их за то зло, которое им причинили.

- "Сибирский цирюльник" можно назвать качественным гламуром или это реалистичный фильм?

- Нет, конечно! "Сибирский цирюльник" - не гламур! А почему Вы так ставите вопрос: либо гламур, либо реалистичный фильм? Гламур - это определенные вкусовые приоритеты, которые лично мне претят. Мне гламур неинтересен. В "Сибирском цирюльнике" есть элемент лоска офицерской бравады, молодечества. Там есть игра в офицерский шик. Там есть определенная температура и наслаждение от того, что ты носишь форму. От того, что ты такой! Но это совсем не гламур. Это идеализация того времени, связанная с тем, что мы слышали о нем.

- При нынешней системе тендеров на госзаказ на произведения искусства разве реально снять такой фильм как "Сибирский цирюльник"? Возможно ли с помощью бюджетных средств поднять отечественный кинематограф?

- Тендеры - крайне несовершенная система, лишенная, так сказать, чистоты воспроизведения. Абсолютно не ясно, кому и за что при такой системе дается госзаказ. Если человек говорит, что снимет картину дешевле всех, и ему дают госзаказ - это бессмыслица! Нельзя искусство приравнивать к уборке мусора. В процессе отбора картин для участия в кинопремии "Золотой орел" я с большим интересом и изумлением посмотрел практически восемьдесят процентов того, что снимается в стране на государственные деньги. Эти фильмы просто за гранью добра и зла!!! Вот мы говорим про государственные деньги. Я сейчас пробиваю отчисления от чистого диска для кино. Эти деньги будут идти в Союз кинематографистов, и на них станут снимать документальное и студенческое кино, проводить различные фестивали. Из них мы должны помочь нашим старикам. То есть это будет финансирование своего рода творческой лаборатории. Кроме того, существуют бюджетные деньги, данные министерством культуры на кино. Механизм их распределения никогда совершенен не будет.

Если государству нужно с помощью кино поднять, скажем, конкурс в летные училища, то оно должно полностью финансировать агитационную картину, не влезая в деньги госкино. Вот вам пример. Не так давно в США сократилось количество молодых людей, желающих поступать в летные училища. Чтобы устранить эту проблему, Пентагон полностью финансировал съемки фильма "Top Gun" с Томом Крузом в главной роли. На следующий год после выхода картины летные училища Америки были полны слушателями. Если у государства есть проблема, и оно хочет ее посредством кино решить - нет никаких проблем, не скупитесь на деньги. Если мы желаем поднимать отечественное кино еще и с помощью частных инвесторов, мы должны честно отдавать себе отчет в том, что частники будут давать деньги только на быстро окупаемые проекты. Какого качества будут в результате таких проектов сняты фильмы и будут ли они в реальности поднимать наш кинематограф - большой вопрос.

- Кстати, о "Золотом орле"... Зачем Вы учредили еще одну кинематографическую премию? Есть же "Ника".

- Ничего плохого в том, что у страны будут две кинопремии, а не одна, нет. С "Никой" произошла чисто по-человечески очень некрасивая история. Я предлагал оставить "Нику" как премию, но предложил также, чтобы решали кому ее вручать не пять человек, а специальная академия, учредителями которой будут не частные люди, а Министерство культуры, Союз кинематографистов, Первый канал, телеканал "Россия", Академия наук России, "Российская газета". Мы об этом договорились с Шабдурасуловым (на сегодняшний день генеральный директор Автономной некоммерческой организации кинематографистов (АНОК) "Ника" — ред.). Но на учредительное собрание академии "Ники" меня не позвали, создав по существу совершенно другую академию. Меня попросту обманули в надежде, что все само собой забудется и сойдет на нет. Мне ничего и не оставалось, как создать "Золотого орла".

- Вы упомянули о том, что подавляющее количество картин молодых кинематографистов "просто за гранью добра и зла". Но есть все же таланты на Руси, можете назвать фамилии?

- Есть, конечно, и таланты. Они на слуху. Очень хорошая картина "Юрьев день" Кирилла Серебренникова с прекрасно написанным сценарием. Талантлив Борис Хлебников, Коля Лебедев. Много хороших молодых и немолодых профессионалов, которые понимают и знают кино. Люди есть, но в общей массе их количество "тонет", скажем так.

- Сейчас мы беседуем в Вашей, как говорят Ваши соратники, "усадьбе Михалкова" в Нижегородской области. В некоторых интервью, мне показалось, Вы несколько оправдываетесь за покупку земель здесь. Почему? Если купили бы виллу в Каннах или бунгало на Канарах, было бы привычней, менее бросалось в глаза?

- Я и не оправдываюсь, с чего Вы взяли?! Просто, когда мне говорят, что это стоило пятнадцать миллионов долларов, я отвечаю: "У меня таких денег нет и не было". Я сказал, что это ложь, вот и все. Да и вообще, принцип покупки земель здесь был очень простой. Я понимал, что на Рублевке придется либо "зарываться в землю", либо "подниматься в небо", поскольку там уже нет простора. К тому же, езда из Москвы сюда, на границу Владимирской и Нижегородской областей, занимает практически столько же времени, как поездка на Рублевку. Мне очень нравится здесь обустраиваться. Мне нравятся люди, которые здесь живут и работают. Товарищей, которые ко мне сюда приезжают, потом невозможно отсюда оттянуть за уши. Здесь замечательная атмосфера! Мы утеряли понимание того, что провинция - это всего-навсего удаленность от центра. Не понимаю откуда в слове "провинциальный" взялся некий негативный оттенок. У меня есть еще подобное хозяйство под Вологдой. Оно даже больше этого. Север - это совсем другое, не такое кудрявое, более суровое, но чистота, прозрачность невероятная!

- Значит, неверно расхожее мнение, что поселившись рядом с Волгой, Вы, Никита Сергеевич, как бы доигрываете в жизни роль Паратова из "Жестокого романса"?

- Неверно. Тем более, что здесь все-таки не Волга, а Ока. А Ока совсем другая! Ока с ее излучинами - это что-то есенинское. Когда я снимал здесь под Горбатовым "Сибирского цирюльника", потом вторую часть "Утомленных солнцем-2" "Цитадель", меня просто завораживал здешний поворот Оки в заходящем солнце. Это просто невероятно! Ощущение покоя, свободы и мощи! Это все очень мощно! Когда ты скачешь верхом по полям и понимаешь: все это твое!.. Не "твое", как собственника, а "твое" с точки зрения... (долго подбирает слово) родины. Вот ведь, стесняюсь сказать слово "родина", до чего все докатились!..

Из рассказов соседей Никиты Михалкова по Нижегородской области:
"Михалкова видим часто, он на лошади любит кататься. Приходил несколько раз на День деревни. Он у себя ведет свое хозяйство: куры, яйца, две коровы у него - любит, значит, чтоб все свежее было. Когда у Михалкова излишки этих продуктов образуются, мы созваниваемся и, если хотим, можем их купить. Некоторые местные у него в хозяйстве работают, помогают. Когда он недавно снимал свой фильм, так почти полдеревни у него в массовке играли. Хорошо заплатил; а что, сейчас время такое - работы нет. В хозяйстве у Михалкова дома только деревянные. У нас ведь в деревне даже газа нет; и у него, значит, тоже. А в прошлом году к Михалкову Медведев на вертолете прилетал. Утром просыпаемся, а кругом техника: пожарная машина, "скорая помощь", охраны много... Но нам никто ничего плохого не сказал. Наши егеря даже на память с президентом сфотографировались".

- Вы производите впечатление удивительно современного человека. Собственно, даже Ваш первый фильм сегодня вполне современно и динамично смотрится и с портретом Ленина, и с обаятельным анархистом, которого Вы сыграли.

- Вы имеете в виду "Свой среди чужих"? Я не снял ни одного фильма про советскую власть. "Свой среди чужих" снят про то время, когда была советская власть, поэтому там и присутствует портрет Ленина. Но разговор в этом фильме идет о любви, о товарищах! Или - "Утомленные солнцем"... Когда люди молоды, прекрасны, что - они бесконечно думают о том, что в этот момент делает товарищ Сталин или сколько людей сейчас в застенках сидят? И это естественно, так устроен человек!

Из рабочей тетради (экспликации) Н.С.Михалкова к сценарию фильма "Утомленные солнцем-2":
"ПЕРЕДНЯЯ ТРАНШЕЯ - ВЕЧЕР, ПРЕДВЕЧЕРНИЙ ЗНОЙ. Звенит комар. В траншеях беспорядок, грязь. Котов спит, привалившись спиной к стене траншеи. Естественно, комара нужно делать компьютером. И это должно быть мощно и убедительно. Красиво и изобретательно. Не нужно ограничиваться только тем, что написано. Там может быть масса вариантов и деталей. Я имею в виду вещественный мир войны с точки зрения комара. Он и кружку может облететь изнутри, и патрон, словом все, что может быть фактурным и интересным. Остальное нужно подчинить атмосфере лени и расслабленности: от оптики до движения камеры. Очень важен вещественный мир траншеи. Тут живут давно и во все времена года. Поэтому необходимо продумать, узнать и нафантазировать этот мир".

- Знающие Вас люди сказали мне, что Вы несколько стесняетесь роли Паратова из "Жестокого романса". Верно?

- Нет, я не стесняюсь роли Паратова. И даже с собой ее отчасти ассоциирую. Ничего плохого в этом нет. Другое дело, что некоторые видят в этой моей роли только "мохнатого шмеля" и заставляют меня спеть эту песню.

- Условно говоря, если бы возникла необходимость жить дальше не Вашей нынешней жизнью, а жизнью кого-то из Ваших киногероев, Паратова выбрали бы?

- Наверное, это был бы собирательный образ. Соединение Кольки из "Я шагаю по Москве" с Николаем Устюжаниным из "Сибириады". В какой-то степени и с Паратовым. Вот сейчас я сыграл Котова из "Утомленных солнцем"... Не знаю! Все эти роли очень сильно лично со мною связаны. Даже играя гротесковую роль в "Жмурках", я находил какие-то свои внутренние качества, которые так или иначе пересекались с экранным образом. Может, это были какие-то раннее полученные наблюдения из жизни или это было то, что тихо жило во мне все время. Но, безусловно, я не хотел бы отождествлять себя с персонажем из "Жмурок".

- Кстати, "Жмурки" разве не вода на мельницу чернухи?

- Абсолютно нет! Когда Балабанов предложил мне сыграть эту роль всерьез, я ответил: "Нет! Мне это неинтересно!" Но Балабанов ведь очень тонкий человек. В "Жмурках" Балабанов как бы поднялся над "Братом" и закрыл для себя эту тему жестким гротеском. Это был стеб над стебом. Вот это мне было уже интересно. Это очень тонкая штука, чтобы вся эта кровища не воспринималась реально. Это очень тонкая степень гротеска, которая в результате превращается в искусство. Когда меня спрашивают: "Зачем ты снялся в "Жмурках"?, я отвечаю: "Я как-то увидел учетную карточку какого-то артиста, где была запись: "В отрицательных ролях не снимать". Он сыграл Ленина и закончился как многоплановый артист. А мне интересно все, я не хочу превращаться в собственный образ, который мне и так уже создали". Образ некоего барина, что ли...

- Вы легко входите и выходите из своих ролей?

- Шаляпин сказал: "Я не плачу в своих ролях, я оплакиваю своих героев..." Артисты, которые входят в роль так, что их потом колотун бьет - больные люди! Говорят: "Ах! Как она играла, что ее даже в больницу после этого повезли"... Это плохая актриса. Есть, конечно же, и внутренняя жизнь актера и то, что Станиславский называл актерской школой переживания, но есть еще и мастерство с техникой, и они должны прежде всего помогать артисту.

- Никита Сергеевич, на мой взгляд, в нашем интервью маловато фамилий наших современников. Давайте восполним пробел? Я задаю вопрос, Вы отвечаете на него фамилией ныне живущего нашего соотечественника.

- Смотря что за вопросы...

- С кем у Вас ассоциируется Санкт-Петербург?

- С Анатолием Белкиным. Такой вот петербургский человек...

- Кто больше всего позорит Россию?

- Я не знаю, жив он или нет сейчас, старый человек уже... Ковалев, правозащитник.

- Кого бы Вы хотели видеть в своих друзьях?

- Юрия Шевчука.

- Кем может гордиться Россия?

- Патриархом Кириллом.

- Кого бы Вы посадили в тюрьму? Существует же такой государственный институт, как тюрьма... Ну, давайте, условно...

- ...Вертится на языке... Юмориста Петросяна! Ну, условно же, конечно.

- Кому бы поставили памятник?

- Белле Ахмадулиной.

- И еще маленький блиц-опрос напоследок... Самое поразительное открытие в Вашей жизни?

- Это требует истории... Чудеса религиозного характера, которые я реально видел.

- Чего бы Вы в жизни никогда не простили?

- Понимаете, это очень сиюминутная вещь сказать: "Никогда не прощу!" А если смотреть во времени и пространстве, вдруг выясняется, что нет такой вещи, которой нельзя бы было не простить. Я говорю о больших вещах, но мама мне говорила: "Никогда не обижайся, чтобы не доставлять удовольствия тем, кто тебя хотел обидеть. А если тебя обидеть не хотели, то всегда можно простить". Если уж Бог прощает, то нам-то чего не прощать?

- Какой недостаток у Вас самый большой?

- Несправедливость. К счастью в большинстве случаев в результате все же осознаваемая. Кстати, жажду справедливости и борьбу за нее отношу к своим достоинствам.

- О чем больше всего жалеете в жизни?

- В бытовом смысле... Не пользовался теми возможностями, которые были, чтобы учить языки, заниматься музыкой и тому подобное. Есть вещи, которые, конечно, гложут... какие-то отношения с женщинами были несправедливы и так далее. Если же говорить по большому счету, на все воля Божья, о чем можно жалеть? Жалеть можно лишь о потерянном времени, которое можно было бы использовать лучше, чем я его использовал, но на это тоже воля Божья. И это правда!

Лев Сирин, Нижегородская область, "Фонтанка.ру"

Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2009/07/31/044/

Прикрепления: 3319947.jpg(26.5 Kb)
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Мысли о культуре » Никита Михалков отвечает на вопросы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Татьяна_М | Елена_П | Наталья_К | Людмила_Ш
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П | Ирина_Ионова | Инна_Ш | Лена_Никитина | Тамара_Капунина | Леня_Симоненко | ЕленаУшакова76 | valenvv
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2021Используются технологии uCoz